Zweelee
The act of observation changes the narrative
Мне надо прекратить бегать кругами и наконец сесть и записать пару мыслей.

Вот, досмотрела я вчера "Хранителей" (хоссподя, это свершилось, наконец-то, спустя несколько лет, это свершилось! lori@n, мой спонсор просмотра - я твой вечный должник!) А там Та Самая сцена, которая "Я уже это сделал 35 минут назад", нувыжепонимаете. И вот я отлично знала, что я там увижу, потому что мне её спойлерили стопиццот раз и ваще... Но! Там был внезапный момент, который меня просто в дрожь вогнал (как будто остальных моментов мало). И который я совсем не ожидала увидеть.

Небольшой такой момент, на самом деле, но.

Адриан, после того, как пояснил свою точку зрения про "kill millions to save billions", говорит одну, имхо, важную вещь.
"Я заставил себя узнать каждого, кто умер по моей вине".
То есть, для него это были уже не просто цифры статистики. Это были люди. Неизвестно, до какой степени он вникал в их судьбы и понимал ценность их жизней, но зачем-то он взял на себя труд этим заняться. Узнать тех, кого ему нужно убить для того, чтобы достичь блага для человечества.

Хотя казалось бы, зачем. Куда проще было бы этого не делать. С рациональной точки зрения это совершенно бессмысленно. Для умерших нет никакой разницы, будет их помнить убивший их человек. Для мира нет никакой разницы - он получил нужное количество жертв, чтобы исправить ситуацию, а какие чувства при этом кто испытывал, несущественно.

Почему тогда кажется важным, чтобы тот, кому пришлось по каким-то причинам кого-то убить (например, чтобы избежать ещё больших жертв), понимал, что именно он совершает? Брал на себя всю тяжесть ответственности, точно знал, насколько это ужасно - убить другого человека? Видел в убитом личность, а не объект, от которого нужно избавиться, чтобы улучшить ситуацию для других?

Тут я внезапно вспомнила одну мангу, которую когда-то читала. И удивилась, почему не вспомнила её раньше, потому что это потрясающая вещь, которая когда-то настолько меня впечатлила, что я ходила под впечатлением от небольшой, в сущности, истории ещё очень и очень долго.

Это - "The Record of a Fallen Vampire" замечательного автора Широдаиры Кьё, который из прекрасного написал не только это, но сейчас речь не о том. И да, пусть вас не пугает то, что если судить по названию, манга про вампиров. Да, она про вампиров. Но, могу поклясться, что это не имеет никакого отношения к привычному образу пафосного гламурного мертвеца. Потому что вампиры здесь - это, тащемта, внеземная форма жизни. Споры были занесены на землю, из спор появились существа, смимикрировавшие под местных жителей планеты, людей. Особенности "вампиров" отлично объяснены с научной точки зрения. Например, необходимость пить кровь объяснена тем, что им постоянно нужен приток "эталонной" ДНК от существ, под которых они мимикрируют, иначе в клетках накапливается слишком много ошибок, что негативно влияет на самочувствие существа и может даже убить. Непереносимость солнца тоже объяснена, и т. д. В общем, нувыпоняли. Автор - прекрасный логичный чувак, который очень любит обоснуи, причинно-следственные связи, когда всему в сюжете есть объяснение, и когда всё выглядит достоверно (чёрт, меня это восхищает).

Ну и вот. ГГ, Акабара Штраусс, занимается там чем-то, ооочень близким к тому, что провернул Озимандиас (Озимандия?) в "Хранителях". Заметьте, ГГ! не антагонист даже!

Вообще, там аццкая многоступенчатая многоходовка и сюжет с двойным-тройным-четверным дном (когда уже думаешь, что тебе всё объяснили, и ты знаешь, что происходит, потом - бац! - вскрываются новые факты, и это меняет восприятие ситуации на 180 градусов. А когда потом уже думаешь, что вот, это и есть та самая "правда", потом бац! - выясняется ещё что-нибудь, и снова оказывается, что всё на самом деле куда сложнее и одновременно проще, чем ты думал; и так несколько раз). Но вкратце одна из линий:

Этот самый Штраусс, Король "вампиров", понимая, что неизбежна война на уничтожение между людьми и новой расой (ну ещё бы, терпеть возле себя каких-то потенциально опасных и более продвинутых эволюционно чуваков), сам решает стать угрозой, чтобы сплотить тех и других и помешать им вцепиться в горло друг друга.
Тут ещё положение усугубляется тем, что он по определённым причинам оказывается более генетически продвинутым, чем остальные существа его расы, так что они начинают видеть в нём угрозу даже до того, как он начинает целенаправленно работать в этом направлении.

Поначалу, насколько я помню, он попробовал просто пожертвовать собой в надежде, что этого будет достаточно, чтобы не разжигать конфликт, в котором могут умереть сотни. Потом понял, что это не вариант, и что если он не будет следить за ситуацией хотя бы в каком-нибудь качестве, она быстро укатится в нежелательные дебри.

И тогда он разыгрывает отказ от своего государства и обращение против всех. Для этого ему нужно убедить все стороны, что он действительно угроза. И для этого ему приходится убивать. Своих же.

Сперва единоразово. Потом, на протяжении многих лет - снова и снова. Чтобы напомнить, что угроза всё ещё есть, чтобы держать свою расу в рамках (не дай бог спровоцируют людей, и начнётся взаимное смертоубийство).

И вот там есть один момент, который из меня чуть душу не вынул.

Когда эта правда насчёт Штраусса вскрывается (по крайней мере, для нескольких личностей), он разговаривает по телефону с одной из этих личностей. Ходит по комнате, зажигает свечи. У него спрашивают что-то вроде: ну как ты мог? это же твои же! неужели тебе всё равно было, что ты убиваешь их?
Он отрешённо, зажигая очередную свечу, отвечает, что помнит каждого, каждого из них. Имена, лица. Кем они были. Какими они были. И начинает мерно перечислять имена.
И видно, что он вспоминает тех, о ком говорит. Видит их - прямо сейчас, даже если прошёл десяток лет.

Как я уже сказала, я не знаю, почему это должно иметь значение... Но почему-то интуитивно именно такой расклад кажется правильным.

@темы: диванная аналитика, СПГС