Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:44 

To kill or not to kill как вопрос, принципиальный для добросовестного автора

Zweelee
The act of observation changes the narrative
Я апще тут много думала в связи с последними и не очень последними событиями в мире ДиСи про то, насколько нечестно воскрешать важных для сюжета персонажей. По всему получалось, что это очень некрасиво: откровенная игра на чувствах читателей, удобный и незатратный способ заставить их испытывать яркие эмоции. Кое-где это безобразие приобретает вообще вопиющий размах - взять, например, Марвел, где, кажется, помирал уже каждый персонаж, а иногда и не по одному разу. Но там это настолько часто встречается, что кажется уже не багом, а фичей. ДиСи же до последнего времени особо этой болезнью не страдал, и к делу авторы относились ответственно. Я вот нашла предисловие к короткой лимитной позднедоребутной серии, в которой возвращали Барри Аллена, Того Самого Флэша. Оригинал я спрячу под кат, где все желающие смогут с ним ознакомиться:






и частично (и весьма вольно, лол) переведу сам текст. Целиком его приводить не буду, потому что там половина о том, как важно поручить такое ответственное дело, как воскрешение героя, действительно годному автору, что для данного поста нерелевантно.



"Когда дело касается супергероев, забавная получается штука: оставлять их мёртвыми зачастую сложнее, чем собственно убивать. Мы хотим, чтобы выдуманные нами вещи не теряли связи с реальностью, чтобы слабые места наших персонажей были настоящими, а жертвы, которые им пришлось принести, - весомыми. Иногда это значит, что наши любимые герои должны умереть. Такие моменты, будучи редкими, напоминают нам, за что мы наших героев любим. Но вот тут-то нас подстерегает загвоздка: пока они мертвы, мы лишены удовольствия читать про них каждый месяц. А возвращая их к жизни, мы рискуем свести до минимума их героизм, трагедию их смерти, тяжесть их жертвы. И они для нас слишком важны, чтобы творить с ними такое.

Также правдиво и то, что чем дольше персонаж не возвращается в мир живых, тем важнее его возвращение, и тем критичнее к этому возвращению относятся. Персонаж, которого воскрешают через шесть месяцев или год? Ну что ж, его воскрешение, может, и заслужит пару слов от какого-нибудь фанбоя, которые он пробормочет у полки с новинками: "Я знал, что они его вернут". А любимый герой, которого не было годы? Это событие. И двадцатитрёхлетнее отсутствие Барри Аллена таким событием уж точно является.

<...>

Я думаю, что одной из причин, по которой Барри не возвращали к жизни так долго, было то, ради чего он умер. Некоторые герои умирают, чтобы защитить близких, другие - чтобы спасти любимый город, быть может даже - родную планету. Барри в полном смысле этого слова спас от уничтожения целую Вселенную. Если бы герой совершил нечто подобное, а потом просто появился спустя пару месяцев, это уж точно бы убило значимость одного из самых эпохальных событий в истории комиксов.
"

Я могу подписаться под каждым словом.

Но у меня складывается ощущение, что авторы потихоньку отступаются от такого заслуживающего всяческого уважения отношения к делу. Например, Джейсон Тодд в своё время был похоронен авторами (некрасиво похоронен, чего уж) с 1988 по 2005 год. 17 лет! при том, что его не собирались воскрешать in first place.

Дэмиен в постребуте? Год. Причём то, что его вернут, было настолько несомненным, что нуяпростонизнаю.

Дик Грейсон? Что-то около месяца или меньше. Не знаю, как те, кто читал Forever Evil в то время, когда выпуски выходили, но я даже испугаться толком не успела и узнала, что он тащемта умирал в результате каких-то событий, постфактум.

И вот это вроде как нехорошо со стороны авторов. Некрасиво.

А с другой стороны - ну чёрт. Даже то, что произошло, в том виде, как произошло, по-моему, и без того было достаточным шоком.

Если вспомнить ситуацию с Дэмиеном, то вот даже хотя я ни на секунду не сомневалась, что его вернут (и авторы, думаю, знали, что читатели знают), хотя не испытывала в то время к нему никаких особенных чувств, кроме глухого раздражения (после просмотра довольно отстойного "Son of the Batman"), хотя ничего про него толком не читала, хотя не видела, как это происходило, а узнала из серии про Дика... вот даже несмотря на всё это для меня известие было, как удар пыльным мешком по голове. А если бы я видела это? Если бы любила его тогда так, как люблю, например, Дика или Джея?
Ой бляяя...
Что испытывали фанаты того же Барри, которого не было 23 года, мне страшно даже представить.

А насчёт остальных - ну ведь не было так, чтобы персонаж помер, а потом "здрасьте" как ни в чём не бывало - и дальше пошёл своими делами заниматься. Тот же Джей, иконический прям пример (примерно как комиксовый Баки у Марвел, который умирал дважды и надолго) продолжает носить на себе отпечаток того, что с ним произошло. И более того - его смерть и его воскрешение не просто изменили его, они определили его, сделали его тем, кем он сейчас есть, и пережитое теперь сквозит в каждом его действии, в его мыслях, словах, отношении к жизни, отношении к людям - во всём. Постоянно. До сих пор.

Дик? Он и мёртвым полежать толком не успел. Вот он - показательная жертва, которую разоблачили и замучили перед толпой народа другим в назидание. Вот он мёртв. И вот уже выясняется, что нет. Зачем, казалось бы? Как будто на него, избитого, связанного колючей проволокой, в полной власти издевающихся и глумящихся над ним врагов было, блять, недостаточно больно смотреть? А с другой стороны... не будь этой псевдосмерти, не удалось бы провернуть над ним кошмар едва ли не больший.

Потому что теперь он для мира мёртв, и Брюс шустро этим воспользовался. Запретил связываться с кем бы то ни было из своего окружения, сообщать о том, что жив (для этого пришлось Дика очень сильно избить, потому что с таким положением вещей он не был согласен) Запихнул в качестве агента в преступную организацию. Заставил играть роль преступника, убийцы. По сути, всё отобрал, похоронил Найтвинга и заставил заниматься делом, которое медленно убивает Дика изнутри. Потому что ну не предназначен он для такого просто. Ну нельзя ему. Дик - один из самых хороших людей во всей ДиСи вселенной, просто патологически хороших (тут ещё, может, Барри с ним может сравниться разве что). До мозга костей социальное существо, живое, тёплое, всем и каждому сочувствующее, с безграничным запасом доверия к людям и любви к ним - и это после всей той жести, через которую он прошёл. Барри, по крайней мере, не приходилось расти в Готэме, находиться под пятой закуклившегося неадекватного чувака, переживать смерть стольких близких людей и свою собственную, подвергаться таким пыткам. А Дик после всего этого не сломался и пронёс почти неизменным своё просто уникальное отношение к миру и к людям. Он помогал всем и каждому, и это ему было нужно - быть среди людей и что-то делать для них.

И вот после всего того, что он делал и после всех кошмаров, которые ему пришлось пережить, никакого ему комфортинга, никакого места и времени, где он мог бы восстановиться, никаких по-доброму к нему относящихся людей рядом. Ему приходится играть Зимнего Солдата, двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю выдавать себя за подонка, втираться в доверие преступникам (для чего, вероятно, придётся совершать всяческие сомнительные вещи), - и всё это без возможности связаться хоть с единой живой душой из своей прошлой жизни, хоть с кем-то из тех, кто был ему дорог, и кому был дорог он. При этом он умудряется держаться со всегдашним оптимизмом, и даже, вероятно, не совсем фальшивым... Но зрелище это душераздирающее.

Какого хрена. T_T Дик из всех заслужил, чтобы с ним такая дрянь происходила, меньше всего. И да, если бы я до этого нормально относилась к Бэтмену, то уж точно после такого перестала бы; но поскольку моё отношение к нему и без того ниже плинтуса... И ведь могли бы найти кого-то более подходящего, не Дика, для которого такая работа - пиздец всему, что он из себя представляет! Тот же Джей чувствовал бы себя в среде русского криминалитета как рыба в воде. Ах дааа.... Джея Брюс попросить не мог, и даже потребовать не мог бы, потому что снова испортил начавшие было налаживаться после Death of the Family отношения. Гуд джоб, Брюс, молодчага просто. Попросить нормально рассказать об обстоятельствах воскрешения ради Дэмиена не мог. Джей бы не отказал, если бы его попросили нормально, к Дэмиену он неплохо относился и вообще не бездушная же скотина. Но надо было так. Красавец, чо уж.


К чему это я, собственно? А к тому, что даже недолгая смерть персонажа кажется оправданной и не выглядит, как подлая игра на чувствах читателя, если она продолжает играть важную роль впоследствии. Вот у Джея и Дика она изменила ВСЁ. Не знаю, что там придумали с Дэмиеном, и будет очень интересно узнать, но надеюсь, тенденция сохранится. В конце концов, если символическую смерть используют для инициации и перевода личности на совершенно другой этап развития, то почему бы не использовать реальную?

UPD. В той же лимитке, которая Flash: Rebirth 2010 года от Джеффа Джонса есть, имхо, очень втемная сцена, где Барт возмущён возвращению Барри, Того Самого Флэша.

Рисовка выглядит, как олдскул, угу. Хотя уже в том году и даже раньше есть просто шикарные образчки более современной. Мб, это даже сделано намеренно



Тим: Но Барри Аллен...

Барт: Он был Мессией для всех. Как-то так. Плевать. Я едва знал Барри Аллена, Тим.

WG: Но он твой дед, Барт! Он пожертвовал жизнью...

Барт: Он вернулся. Ну и чем он там пожертвовал? Послушай, это просто... кажется неправильным. Это нечестно!

А чо, в чём-то это очень верно. :D Особенно если учесть, что Барри после возвращения изменился мало и продолжил заниматься, в общем и целом, тем же, что и всегда. А потом был ребут, и слава Ктулху, что был

ИМХО, автор, который пишет возвращение персонажа, должен не только выждать достаточное время, чтобы потеря ощущалась весомей, и не только написать его просто офигенно с точки зрения качества и силы производимого впечатления. Он должен взять на себя ответственность разрушить статус-кво, в котором часто пребывают персонажи подобных практически бесконечных серий, когда на их голову сыплются всякие приключения, а в их жизни ничего толком не меняется, и всё возвращается на круги своя. После смерти персонажа, если автор всё-таки решил его воскресить, должно измениться всё. Ну нельзя, чтобы он просто вернулся к своей прежней жизни как ни в чём ни бывало. Он должен быть уже другим, и вся его последующая история должна носить на себе этот отпечаток. Кстати говоря, в постребутных сериях, в принципе, не так часто "откатывают" события, но всё же слишком часто, чем мне бы хотелось; да, даже если ценой будет симпатичная физиономия Джея - нужно было оставить её попорченной после событий Death of the Family. Ибо нефиг.
запись создана: 03.09.2014 в 03:58

@темы: компот, комиксы, диванная аналитика, всякое, СПГС, DC

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Out of Character

главная