The act of observation changes the narrative
Я ещё не закончила проходить "Эмпирей" в третий раз, а у меня что-то уже нет никаких моральных сил. Причём не только на него, а вообще на что бы то ни было, включая нон-фикшен.
Проходить за ГГ-мудака ужасно. >__<
Гораздо хуже, чем читать книгу про ГГ-мудака, потому что в интерактивном фикшене гораздо сильнее ченнелишь внутренний мир персонажа через себя - даже сильнее, чем когда книга написана от первого лица. Потому что в книге ты всё равно только наблюдатель, даже если наблюдаешь глазами ГГ и из его мозгов; в интерактивных новеллах у тебя есть выбор, и при наличии эмоционального включения в происходящее нужно с головой погрузиться в образ мышления ГГ и в то, что он (или она, или оне) чувствует. Всерьёз поверить в правильность того, что ты делаешь, в то, что иначе никак - чтобы совершить именно тот выбор, который совершил бы ГГ, а не свернуть в последний момент на что-то, что тебе самому кажется правильнее или было бы комфортнее. Всё это вызывает какой-то жуткий когнитивный и этический диссонанс, и что самое стрёмное - даже вне "погружения" не всегда получается сразу разделить своё отношение к чему-либо и отношение ГГ. Я редко перепрохожу интерактивные новеллы, и для меня стало открытием то, что прохождение за разных личностей может менять твоё собственное отношение к другим персонажам истории. Отчасти причина в том, что к ГГ, который относится к некоторому персонажу плохо, и соответствующий персонаж тоже будет относиться не слишком хорошо и демонстрировать, возможно, свои не самые лучшие стороны; но дело явно не только в этом. По "Эмпирею" это видно особенно чётко, потому что автор тут явно выложился на героях истории, и они ощущаются не как NPC, а как личности, которые действуют в происходящих событиях со своей мотивацией и со своими судьбами за плечами, и чей мир вокруг ГГ не вертится, хотя реагировать на него (неё, нех) они могут очень даже живо. То есть, герои остаются от прохождения к прохождению теми же личностями, хотя путь, по которому они пойдут, в некоторых случаях может сложиться как реакция на действия ГГ. Стрефона, который, зараза, сложный, можно добесить до того, что он дойдёт до ручки даже сильнее, чем обычно, а если обеспечивать ему моральную поддержку и, хм, некий ориентир, за который можно зацепиться - вполне способен перенаправить свою импульсивность в конструктивное русло и не творить хрень в ТАКИХ УЖ масштабах. Но энивей, они, тем не менее, являются, хм, consistent - но моё, вот лично моё отношение к ним в процессе трёх прохождений менялось, и отнюдь не только потому что со временем они раскрывались со сторон, которые я за ними раньше не наблюдала. И от этого как-то... некомфортно.
читать дальше
Проходить за ГГ-мудака ужасно. >__<
Гораздо хуже, чем читать книгу про ГГ-мудака, потому что в интерактивном фикшене гораздо сильнее ченнелишь внутренний мир персонажа через себя - даже сильнее, чем когда книга написана от первого лица. Потому что в книге ты всё равно только наблюдатель, даже если наблюдаешь глазами ГГ и из его мозгов; в интерактивных новеллах у тебя есть выбор, и при наличии эмоционального включения в происходящее нужно с головой погрузиться в образ мышления ГГ и в то, что он (или она, или оне) чувствует. Всерьёз поверить в правильность того, что ты делаешь, в то, что иначе никак - чтобы совершить именно тот выбор, который совершил бы ГГ, а не свернуть в последний момент на что-то, что тебе самому кажется правильнее или было бы комфортнее. Всё это вызывает какой-то жуткий когнитивный и этический диссонанс, и что самое стрёмное - даже вне "погружения" не всегда получается сразу разделить своё отношение к чему-либо и отношение ГГ. Я редко перепрохожу интерактивные новеллы, и для меня стало открытием то, что прохождение за разных личностей может менять твоё собственное отношение к другим персонажам истории. Отчасти причина в том, что к ГГ, который относится к некоторому персонажу плохо, и соответствующий персонаж тоже будет относиться не слишком хорошо и демонстрировать, возможно, свои не самые лучшие стороны; но дело явно не только в этом. По "Эмпирею" это видно особенно чётко, потому что автор тут явно выложился на героях истории, и они ощущаются не как NPC, а как личности, которые действуют в происходящих событиях со своей мотивацией и со своими судьбами за плечами, и чей мир вокруг ГГ не вертится, хотя реагировать на него (неё, нех) они могут очень даже живо. То есть, герои остаются от прохождения к прохождению теми же личностями, хотя путь, по которому они пойдут, в некоторых случаях может сложиться как реакция на действия ГГ. Стрефона, который, зараза, сложный, можно добесить до того, что он дойдёт до ручки даже сильнее, чем обычно, а если обеспечивать ему моральную поддержку и, хм, некий ориентир, за который можно зацепиться - вполне способен перенаправить свою импульсивность в конструктивное русло и не творить хрень в ТАКИХ УЖ масштабах. Но энивей, они, тем не менее, являются, хм, consistent - но моё, вот лично моё отношение к ним в процессе трёх прохождений менялось, и отнюдь не только потому что со временем они раскрывались со сторон, которые я за ними раньше не наблюдала. И от этого как-то... некомфортно.
читать дальше