10:38 

Об этой вещи сложно заткнуться

Zweelee
The act of observation changes the narrative


Я очень люблю фикшен в нетрадиционных медиумах (в принципе, на этом можно было бы даже поставить точку, но я продолжу свою мысль), и больше всего я люблю, когда особенности этого медиума становятся частью структуры истории, неотъемлемой частью сюжета, и потому история в любом другом виде не могла бы существовать. Изредка это встречается в аудиофикшене, чуть-чуть чаще - в интерактивном фикшне. Но даже в интерактивном фикшене такой расклад - редкость. Обычно историю можно было бы подать в виде одной ветки событий, проигнорировав альтернативные выборы, дать больше информации на труЪ роуте, не исследовать другие варианты развития событий - и, в целом, это была бы та же самая история. Может быть, иначе воплощённая, с другим объёмом информации, другим способом характеризации персонажей и подачи происходящего - но история была бы. Она произошла бы.

Но в некоторых случаях её перенести в другой медиум просто невозможно было бы, не разрушив её суть. Не разрушив фундаментальные основы, на которых она покоится. И вот такие вещи я обожаю.

И вдвойне я обожаю, когда в них прекрасно и всё прочее.

На визуальную новеллу "SoulSet" я положила глаз ещё довольно давно, когда просматривала списки на одном из сайтов - и тогда она была практически единственной из десятков, на которую моя внутренняя сигнализация надсадно завыла (другой подобный случай сейчас проходит процесс финансирования на Кикстартере, и первую свою денежную заявку я сделала, не дочитав аннотацию, даже несмотря на то, что такой арт - не совсем моё; с тех пор я повышала заявку дважды, и смею уверить - это не обычное для меня поведение, и я не поддерживаю на Кикстартере все визуальные новеллы подряд, и тем более на весьма внушительную для меня сумму в 35 долларов; а потом я почитала демо-версию и поняла, насколько я не ошиблась, потому что ХОЛИЩИТ ИТ ИЗ ГОИНГ ТУ БИ СОУ ФАКИНГ ОУСАМ АААААА, но ладно, мы отвлеклись от "СоулСет"). Но на итчио она стоила 17 долларов, у меня на тот момент не было таких денег, потому что я скупила половину томов официального перевода "СерВампа" (за другую половину - вечная благодарность faulpelz), и я оставила покупку на когда-нибудь потом.

А потом выяснилось, что в русском Стиме всё в разы дешевле, и "СоулСет" стоит там более чем подъёмную сумму.

Ну и каг бэ вот, я купила и начала приобщаться.

И холищит, насколько же я влюблена в неё. :0

Но для начала - опенинг.




ГГ, Марико, приходит в себя в окружённом барьером поместье, ничего о себе не помня, кроме имени и обрывка событий из далёкого прошлого - когда ей едва удалось спастись из сожжённого дотла дома. Тогда, неизвестно сколько лет назад, её спутнику не повезло, и он почти умер на её руках; и умер бы окончательно, если бы не помощь подозрительного улыбчивого незнакомца, который "просто проходил мимо" и который согласился провести рискованный ритуал связи душ за "небольшую плату". Ещё тогда Марико не знала, стоит ли ему доверять, потому что не помнила, видела ли его когда-либо до этого - равно как и то, как вообще оказалась с раненным спутником вдали от человеческого жилья, и как и почему сгорел её родной дом. Но выбора не было, и она, и её спутник согласились на сделку и согласились на плату, и ритуал вроде бы как даже удалось провести, а потом...

А потом - судя по тому, насколько Марико успела повзрослеть, несколько лет спустя - она приходит в себя в месте, которое вскоре подозрительно начинает ей напоминать сгоревший когда-то её собственный дом... только целёхонький. И она, как я уже говорила, ничего не помнит, кроме вышеописанного момента из своего прошлого.

Она не знает, закончился ли на самом деле успехом тот ритуал связывания душ. Она не знает, откуда у неё на руке украшение в виде металлического когтя, которое невозможно снять. И она не знает, знает ли она пятерых людей, которые тоже пришли в себя в границах барьера. Возможно, это абсолютные незнакомцы. Возможно, она их когда-то знала - по крайней мере, кого-то из них.

Они тоже не помнят ничего, кроме своих имён, а кое-кто даже утверждает, что не помнит и имени.

Возможно, они говорят правду.

Но похоже на то, что как минимум некоторые из них врут.

Пределы поместья нельзя покинуть из-за барьера - но никто не знает, откуда взялся этот барьер и зачем они здесь. Или, по крайней мере, они говорят, что не знают. Неизвестно и то, в чём предназначение барьера. Удержать их внутри - или уберечь от чего-то снаружи?

Какими соображениями руководствовался тот, кто поставил этот барьер, неизвестно тоже.

Известно только - или, по крайней мере, становится через некоторое время - что этот барьер как-то связан с временными потоками, и что их собственное время внутри него ограничено.

Необходимо выбраться и понять, что происходит - но как это сделать, если врут, кажется, все?

Включая саму главную героиню.

+++

Это была не особо спойлерная аннотация, теперь мои чуть более спойлерные впечатления, а потом - моё очень спойлерное эмоционирование по поводу. И оговорюсь сразу - я ещё не прошла "СоулСет" целиком. Я открыла 14 концовок из 26, прошла целиком роуты Ширы, Ширр, Ивонн вместе с плохими концовками, хорошими-дружескими и хорошими-романтическими концовками, прошла плохие концовки Априса и скоро приступлю к его хорошим концовкам, а потом возьмусь за его альтернативный роут - но до самой мякотки ещё не дошла. А именно, до роута Марко и до секретных роутов, которые выводят на самый труЪ, дообъясняющий происходящее. Но даже не дойдя до самого ащащаща, я уже нахожусь в состоянии лёгкого обморока от восторга. О чём свидетельствует хотя бы то, что я прохожу вообще все роуты вместе с хорошими концовками даже несмотря на то, что для открытия доступа к труЪ нужно проходить только плохие, а в хороших концовках героев ключей, чтобы анлокнуть секретные роуты, нет, только тонны взаимодействия с героями. Впрочем, тонны зацепок относительно того, вот зэ фак вообще происходит, тоже есть, пусть и частичных - и они неизменно добавляют к картинке происходящего новые элементы, заставляют её переосмысливать, объясняют многое из того, что было непонятно до этого, и приканчивают пару-тройку десятков теорий относительно всего происходящего, давая при этом жизнь двум-трём десяткам новых.

Но я не буду вдаваться в технические подробности.

Я просто скажу, что это один из редчайших случаев, когда перепрохождения в интерактивном фикшене/визуальных новеллах являются неотъемлемой частью сюжета. И чем в больше плохих концовок, заканчивающихся выворачивающим наизнанку душу пиздецом, ты вляпываешься, тем лучше ты это понимаешь. И тем больше это отражается на самой главной героине, которая начинает смутно вспоминать вещи, которые вспоминать не может, потому что они произошли в других ветках развития событий, ветках, почти неизменно заканчивающихся чьей-нибудь смертью. И тем больше это отражается на других героях, кое-кто из которых - что становится очевидно уже после пары-тройки ужасных финалов - тоже помнит, что это происходит не в первый раз.

И, возможно, помнит это куда лучше самой Марико. Или, по крайней мере, знает об этом. И гораздо более информирован о происходящем, чем она.

И второе. Это относительно спойлерно, но я просто не могу молчать, и поэтому просто не буду вдаваться в подробности. Думаю, это можно посчитать за тизер.

Это один из редчайших случаев на моей памяти, если не единственный (кроме моего собственного The Parasite Project, который вводит меня в печаль своим существованием в моей голове, потому что я не уверена, что потяну его в виде визуальной новеллы, а ни в каком другом виде эта история невозможна в принципе по самой своей сути, хех), где факт вмешательства игрока за экраном в мысли, намерения и действия ГГ тоже является частью сюжета. Это один из самых красивых, изящных и тонких случаев слома четвёртой стены, которые я вообще когда-либо встречала в своей жизни. Причём это даже не обычный вид слома четвёртой стены, когда герои оказываются в курсе, что являются персонажами выдуманного произведения, а, как бы это сказать... наоборот. Серьёзно, это нечто невероятно, это просто гениально. Когда вот это вот относительно происходящего выяснилось в роуте Ивонн, я пережила потрясение, граничащее с шоком. Я впала в состояние "АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА" капсом в голове и молча орала на одной ноте минуты две, наверное. Это было просто ХОЛИЩИТАЫЫЫЫЫЩЩЩЩЩАААААААОХГОДОХГОДНЕВЕРОЯТНОПОТРЯСАЮЩЕОХУЕННО. Я чуть не возрыдала от чистейшего, эйфорического восторга. Вот это я называю СЮЖЕТНОЕ ОТКРОВЕНИЕ. БИГ ФАКИНГ РИВИЛ. Феерично и божественно. ААААААЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ.

*откашлялась*

В общем, вы уже поняли, насколько меня это впечатлило. :D

Но впечатлило меня далеко не только это.

Участники происходящего. Ох.

Сравнивать то, как развиваются события в разных вариантах прохождения, безумно увлекательно. И не только потому что в каждом новом прохождении ты ближе знакомишься с другими героями (с одним - особенно, в зависимости от роута) и видишь происходящее с немного другой стороны. И не только потому что в зависимости от лично твоих действий что-то меняется.

Один из ключевых моментов происходящего - когда выбираешь партнёра для потребления зелья, способного, по словам одного из героев, вернуть часть воспоминаний (герою можно верить, а можно не верить, и у разных партнёров разное мнение по поводу всей затеи, и далеко не всегда на это мнение можно как-либо повлиять). Но самое интересное тут - даже не то, кого выберешь ты. А то, что остальные герои разбираются между собой, кто с кем будет сотрудничать, и в каждом из роутов по тем или иным причинам - всегда обоснованно и оправданно ситуацией - это партнёрство оказывается разным. Я ещё не была на роуте Марко, но догадываюсь, что там тенденция сохранится: то, как распределятся между собой другие участники событий, окажется уникальным для этого роута.

И знаете что?

Это очень, очень многое меняет. Потому что развитие событий зависит не только от действий и решений главгероини. Оно - никак не в меньшей степени, а пожалуй, и в большей - зависит от того, как складывается взаимодействие других героев между собой. Которое очень меняется в зависимости от того, как они распределились. От того, кто с кем какой информацией поделился, кто кем для кого-то другого стал, как начал действовать в зависимости от своего представления о происходящем, и от того, как на это представление повлияло партнёрство с вот этим конкретным партнёром.

И вот сперва ты не понимаешь, почему в то или иное прохождение с тем или иным раскладом произошли те или иные события. Ты дезориентирован, не понимаешь, кто все эти люди, что им нужно, почему они говорят то, что говорят, что значат их действия, слова, поступки; ты не понимаешь, что происходит, ГГ вместе с другими людьми натыкается на десятки необъяснимых на первых взгляд вещей, всё развивается необъяснимым на первый взгляд образом, и ты не понимаешь, откуда что взялось, как, почему. Во время каждого прочтения в голове возникают десятки и десятки вопросов, которые сперва не находят ответа, и ты не знаешь, что за тем или иным событием (или за тем или иным изменением относительно альтернативных вариантов развития событий) стоит.

Но постепенно, наблюдая происходящее всё с новых и новых точек зрения, видя новые и новые части картинки и получая новые и новые элементы информации, узнавая больше и больше об участниках событий, ты начинаешь понимать. Начинаешь проводить связи. То, что тебе казалось рандомным и необъяснимым, начинает складываться. Ты начинаешь видеть, откуда что берётся.

И, откровенно говоря, у меня уже возникло желание перечитать всё прочитанное заново без скипа - хотя бы затем, чтобы посмотреть на всё с самого начала, уже зная, что за тем или иным стоит. Или, по крайней мере, зная больше, чем знал при первом прохождении, и строя новые теории - потому что когда читал это первый раз, информации для построения сколько-нибудь чётких теорий просто не было. В лучшем случае - для построения расплывчатых предположений. Теперь такая информация есть.
Вот только на том этапе, на котором я сейчас, я знаю всё ещё куда меньше, чем не знаю. :D
Так что, пожалуй, перечитывание стоит оставить до момента, когда я пройду вообще всё. :3
Но уже сейчас видно, что рандомных деталей здесь просто нет. Всё получает своё объяснение в других роутах, на любой заданный вопрос рано или поздно найдутся ответы, всё, что происходит, происходит не просто так, и причины этого рано или поздно прояснятся. Всё продумано, всё важно, всё значимо, всё не просто так.

И потрясающий кайф - знать, что проверить правильность своих теорий и получить ответы на свои вопросы ты сможешь достаточно скоро, когда допройдёшь визуальную новеллу целиком (причём по дороге успеешь полсотни раз изменить своё мнение о героях и о ситуации, разрушить своё представление о происходящем и перевоссоздать уже иным, и дать жизнь сотне различных теорий - только чтобы посчитать их неполными или неверными на следующем роуте; не до такой степени, конечно, как это выражено в этойсамойманге, но кам он, такого, как в этойсамойманге, нет вообще нигде). А не через пять-шесть лет, как в случае некоторых онгоингов, не будем показывать пальцем. :D

А вообще, конечно, прохожу я всё подряд со всеми роутами и концовками отнюдь не только затем, чтобы узнать разгадку происходящего. До сих пор я забивала на труЪ роуты не одной визуальной новеллы, и не двух - даже детективных, где за одно-два прохождения получаешь лишь часть картины происходящего (бОльшую, чем здесь, но тем не менее). У меня вообще редко хватает терпения на перепрохождение, особенно если учесть, что на визуальные новеллы у меня в целом не так много времени, и за всю свою жизнь я целиком со всеми ветками прошла только четыре многороутные ВН, из которых одна была довольно короткой и неразветвлённой - "Hierofania". (А три другие, кстати, принадлежали одним и тем же создателям, zeiva inc. - X-Note, Area-X и более короткий Train of Afterlife).
Но вот тут дело не только в сюжетной интриге. Читать "СоулСет" - это sheer damn delight.

Здесь прекрасное сочетание детектива, крипоты, жести, драмы, юмора и романтики; здесь крайне интересные с морально-этической точки ситуации; и здесь неоднозначные - ОХ, ДО КАКОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ НЕОДНОЗНАЧНЫ - герои. Объёмные, живые личности со своей историей, своими тараканами, своими мотивами, своим мировоззрением, своими замечательными чертами характера и своими же далеко не столь замечательными. И главная героиня, Марико, во всё это прекрасно вписывается. Она не невинная и наивная девочка с потерей памяти, которой приходится лавировать среди людей, знающих больше её, врущих и искушённых в интригах и манипуляциях - как это бывает во многих тайтлах, где протагонист попадает в ситуацию, в которой не разбирается, и оказывается среди людей, в мотивах которых не разбирается, всем из которых от него что-то нужно. Она инициативна, она сама не заминается утаивать от других правду и осторожно разыгрывать свои карты; и в каком-то из смыслов именно она является одним из самых загадочных и неоднозначных участников происходящего. По крайней мере, входит в топ. У неё есть distinct personality, и читатель далеко не всегда может заставить её поступить таким образом, какой бы для неё был не в характере. А там, где удаётся, и она поступает мимимишнее, чем стала бы - по крайней мере в одном из уже виденных мной случаев на это навешивается гигантский абажур в виде "что делает с людьми потеря памяти, кто бы мог подумать".

Вообще забавно: мне, кажется, очень везёт питать особенно тёплые чувства к ВН, где главгероини - отнюдь не няшки. Я не знаю, стоит ли включать в это число Cinderella Phenomenon, где Люсетта начинает холодной эгоисткой, смотрящей на всех свысока и видящей вокруг лишь врагов (у неё есть причины и it gets better, но тем не менее) - всё-таки, "ФЗ" не относится к числу моих любимых ВН; я с удовольствием прошла три роута из пяти, включая истинный, и в целом мне весьма понравилось... но это не совсем моя трава, и в двух из трёх увиденных мной концовок были вещи, которые меня с отношенческой точки зрения напрягли. А вот что ГГ не няшка в моей любимой Area-X - это факт. Я помню, ещё прололировала, когда в допматериалах автор написала немного о создании Элсии, и там было что-то вроде: "у меня в ___ была героиня, которая была биттер циником, а в ____ была героиня-садистка, которая любила троллить окружающих. В Элсии мне захотелось объединить эти два качества!". :D

И то же самое касается, судя по демке, Silent Voices, о которой я говорила выше, и в своих симпатиях в сторону которой я не очень сомневаюсь. У главгероини интерактивной части ВН, Эдели, характер тоже далеко не сахар; причём, по моим ощущениям, даже в большей мере, чем у Марико и Элсии. Потому что их отрицательные черты ни разу не выходили за зону моего субъективного этического комфорта, а у Эдели - вот прям бац и сразу. Когда ей предлагают помочь в программе психической и физической реабилитации чуваков, на которых сфейлился проект по наделению людей особыми способностями, она думает исключительно о том, что ей пообещали за участие в этой программе - о продвижении вверх и вперёд по военной лестнице. А к будущим подопечным относится в духе "фу, не хочу я с ними общаться, жаль, что придётся; надеюсь, никто на моём новом месте службы не узнает, что я водилась с этими вот, а то какое же это будет позорище". Да и вообще, уже заранее негативно и с предубеждением относится к людям, с которыми даже не знакома, которые ей ничего плохого не сделали - и, вполне вероятно, вообще никому ничего плохого не сделали.

Тем интереснее будет наблюдать за тем, как будут строиться её отношения с окружающими, щито. :3

Кстати, лол, в "ФЗ" stepsister Люсетты и очень важную для сюжета героиню звали Эмелайн (по крайней мере, мне кажется, именно так читается Emelaigne), а в "Silent Voices" лучшую подругу Эдели (и, похоже, единственную) зовут Эммелина, или Эммелайн (Emmeline) которую, кстати, я успела всей душой заобожать за те три десятка фраз, которые от неё при прохождении демки слышишь - ХОЛИЩИТ СТОЛЬКО ДЕКОНСТРУКЦИИ ТРОПОВ И СТЁБА НАД НИМИ СТОЛЬКО СЛОМА ЧЕТВЁРТОЙ СТЕНЫ АЫЫЫЫ. Мне кажется, или авторы ВН вообще неравнодушны к буквам Э, Л, И и С в именах героинь?.. :D

Охщит, в X-Note ГГ зовут Элси. :lol:

Я не знаю, что это доказывает, но кажется, всё-таки доказывает что-то. :D

Хм.

Изнаетечто, наверное. Я думаю, я перенесу свои спойлерные субъективные вопли насчёт происходящего в "СоулСет" в другой пост, а этот оставлю чисто как нечто рекомендательное, что можно прочесть, не боясь набрать полные карманы лишней информации. А пока - вот.

Вы поняли моё отношение к "SoulSet" в целом. :D

Я подозреваю, что она даже займёт место моей любимой ВН и вытеснит Area-Х на второе.

Кстати, забавно выходит, что две мои любимые визуальные новеллы - обе лютое майндфачище, где общую картинку нужно собирать по фрагментам информации, и где задействованы игры с таймлайном. Или даже скорее, с таймлайнами. И всё не так, как кажется на первый взгляд. И читателя ждёт не один биг ривил по дороге к труЪ финалу.

@темы: VN, визуальная новелла

URL
Комментарии
2017-05-30 в 00:03 

Вла
Взяла новеллу на заметку, обязательно почитаю, тем более очень люблю, когда предыдущие прохождения влияют на последующие, а четвёртая стена тонка.

2017-05-30 в 01:24 

Zweelee
The act of observation changes the narrative
Вла, я буду очень рада, если рекомендация пригодится - потому что чёрт, такая вещь, такая вещь, а почти никто о ней не знает. :3

URL
2017-05-30 в 18:31 

Вла
Да, поискала бесспойлерные отзывы о ней - так отзывов в принципе как кот наплакал.

2017-05-31 в 10:21 

Zweelee
The act of observation changes the narrative
Вла, зато те, что есть - сплошь положительные. :3 Да и вообще, читавшие "СоулСет" проявляют незаурядную степень преданности. Я смотрела по ачивкам - ту, которую получаешь на моменте разделения истории на отдельные роуты, получило две трети людей, так что треть при остальных расчётах мы учитывать не будем. Это те, кто купил игру, а потом то ли отвлёкся на что-то, то ли что, но толком вообще не проходил, а значит - не считается. Если посмотреть по остальным ачивкам - на концовки в труЪ роуте, для которого нужно собрать зацепки на всех остальных роутах, причём пройдя их иногда не по одному разу, вышла треть. Если проигнорировать ту треть, которые не играли толком вообще - половина. Половина людей не удовлетворились хорошими (дружескими или романтическими) концовками с теми или иными героями, концовками, в принципе выводящими ГГ и прочих из ситуации и отвечающими как минимум на часть вопросов, а начали докапываться до самого дна. А пятая часть от всех проходивших (и сейчас я считаю и ту треть, которые остановились в самом начале) дошли до самого сверхсекретного финала, для которого нужно не только пособирать зацепки по плохим концовках на всех роутах, но и пройти все или почти все хорошие. По-моему, это какой-то очень нехилый уровень заинтересованности в тайтле. :0

ЗЫ: А вообще печаль, конечно. На мою теперь уже вторую по любимости ВН, Area-X, отзывов ещё меньше. На "СоулСет" хоть 19, а тут вообще 11.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Out of Character

главная