Zweelee
The act of observation changes the narrative
Новый эпизод Эдикта пронёсся по моему внутреннему миру бурной волной, как обычно. И, как обычно, волна оставила после себя не хаос и разруху, а куда более упорядоченную и обросшую новыми связями между элементами себя картину.

И то, что в истории, кажется, появился свой Hanged Man (вернее, скорее Hanged Person) - не могло не срезонировать и не заставить по-новому посмотреть на все предыдущие подобные случаи из моих любимых тайтлов. И добавило информации к размышлению.

Я употребляю для названия этого тропа/явления название карты Таро, люто-бешено символизирующей ситуацию с героем этойсамойманги, Цуруги, который является просто-таки иконическим примером. Собственно, я подозреваю, иконическим примером он является именно потому, что его образ изначально вырос из значения карты. А её значение, в свою очередь, уходит корнями глубоко в человеческую историю, устройство человеческой психики и прочие интересные вещи, про которые писали многаумныхлюдей. Начиная от Проппа с Кэмпбеллом и заканчивая Рене Жираром. Для меня, кстати, вообще большим открытием стало то, до какой степени карты Таро представляют исследовательский интерес. Понятно, что их предсказательные способности - буллщит; но сами они отражают те или иные стороны человеческой природы, механизмы человеческой психики, которые будут актуальны до тех пор, пока не произойдёт полная победа трансхуманизма. И, возможно, после этого останутся более-менее актуальны тоже, хотя бы некоторые из них (например, я пока ещё не определилась с тем, насколько негативный опыт значим для формирования личности разумного существа, нужно углубляться в литературу по разработке ИИ)

Мне нравится описание карты отсюда, оно наиболее исчерпывающее из всех источников, которые я встречала по интернету.



"The Hanged Man shows a man suspended, upside-down, from the living World Tree, rooted in the underworld and supporting the heavens. Given the serene expression on his face, it is believed he is hanging on the tree of his own will. His right foot is bound to the tree but his left foot remains free, bent at the knee and tucked in behind his right leg. His arms are bent, with hands held behind his back, forming an inverted triangle. The man is wearing red pants representing human passion and the physical body, a blue coat for knowledge, and yellow shoes representing his high ideals. Around the Hanged Man’s head is a bright yellow halo showing spiritual attainment, with the grey background suggesting invisibility (a good reminder to not flaunt your spirituality). This is the card of ultimate surrender, of being suspended in time and of martyrdom and sacrifice to the greater good. This is the archetype to meditate on to help break old patterns of behaviour and bad habits that restrict you.

The Hanged Man’s number is 12 – a higher octave of the number 3, representing careful planning and orderly growth leading to spiritual development. 1 (beginning) + 2 (the reasoning force) = 3 (the product of rebirth). The ruling planet is Neptune, the planet of self-sacrifice and idealism
."

(с)
форматирование жирным - моё

Там есть ещё ниже, если проскроллить, но я уже не буду цитировать.

Ещё имеет смысл покопаться в Википедии здесь и ознакомиться со статьёй о Pittura infamante.

Грубо говоря, это карта человека, принесённого в жертву - или даже скорее, не так. Это карта человека, принёсшего себя в жертву. Ради блага других. Добровольность в том или ином её виде - один из важных аспектов; если обращаться к классическим мифам, этот аспект мы видим и у Одина (кстати, некоторые исследователи утверждают, что "The Hanged Man" - отсылка именно на Одина и на историю о том, как он подвесил себя на Мировом Древе, чтобы заполучить и принести в мир знание рун), и, насколько я знаю, у Иисуса. Ради блага других - тоже важно; сюда же, кстати, можно вписать и Прометея, которого боги приковали к скале за принесение огня и знаний людям; некоторый момент добровольности остаётся и тут - он знал, что по голове его за нарушение не погладят.

Другие значимые аспекты значения карты: состояние подвешенности, которое транслируется в первую очередь в подвешенность во времени; дуалистичность природы личности, которая приносит себя в жертву; связь с циклом жизнь-смерть-возрождение в новом качестве и на новом этапе существования/развития в пределах одной личности грубо говоря, инициация в её классическом понимании, понимании "костяного дома". про это я уже много рассказывала в дайри, не буду повторяться. этот аспект здесь не центральный, но значим.

Я по диагонали просматривала "Козла отпущения" Рене Жирара, но пока не читала; и он как раз пишет по теме, прямо касающейся того, о чём говорю я, "искупительной жертвы". Хотя, судя по тому, что я видела, у него заход с несколько другой стороны, немало спорных моментов - и не знаю, как там с аспектом добровольности. Пока постараюсь обойтись без этого.

Причина, по которой я пишу пост - это насколько точно и полно в моих любимых произведениях, в подавляющем большинстве их, из раза в раз задействуется именно этот троп. "Сервамп" для меня стал тропнеймером и перестроил мой внутренний мир так, что в нём появились для такого рода сюжетов и героев аж целое отдельное специальное пространство с развитой инфо/инфраструктурой (этасамаяманга вообще очень изменила и перестроила меня изнутри) - даже несмотря на то, что с аналогичными из некоторых других тайтлов (нпрмр, Red vs. Blue) я столкнулась раньше. "Сервамп" был недавно, но даже за столь короткое время это пространство успело обогатиться на Марко из СоулСет и на Нагеки из Хатофул. И это я даже не говорю про Мишу из моего собственного The Parasite Project. Миша - это не показательно, потому что я прекрасно понимаю, что оне родилесь из моего опыта приобщения к истории Цуруги, из не оправдавшихся интерпретаций, из эмоций и мыслей по поводу; поэтому те аспекты, которые я не вводила осознанно, но которые укладываются в картину как влитые, могли быть внесены неосознанно, в комплексе с прочим - как бы естественно ни вытекали из сеттинга и ситуации, характерных именно для мира TPP.

А вот теперь Эдикт, один из двух Самых Важных Для Меня Тайтлов Эвер. Оф Олл Тайм. тоже представил слушателям свою The Hanged Person сюжета - там, где я не ожидала. С полным соблюдением всех аспектов.

дальше я буду скрывать под спойлерами то, что касается отдельных тайтлов, чтобы люди, читающие этот пост (если таковые вдруг найдутся), сами решали, приобщаться им к тем или иным подробностям, или нет, в зависимости от планов на конкретный тайтл
Ну то есть, пока ещё не совсем понятно, станет ли Меллиса именно этим и выберет ли оставить возложенную на неё ношу себе (а не передать другому, прекратив своё существование - или даже не прекратив) - но, мне кажется, к концу эпизода очень чётко давалось понять, каким будет её выбор.

И мне теперь очень, очень интересно, насколько со стороны создателя Эдикта введение её в сюжет именно в таком качестве и с соблюдением всех аспектов было осознанным и информированным выбором, а насколько - нет, и насколько в её создании участвовали какие-то подсознательные механизмы. И если более верно второе - то какие именно подсознательные механизмы были задействованы, в чём они заключаются, из чего происходят?..

В случае Эдикта вероятность информированного и осознанного против подсознательного раскидывается примерно пополам, если я правильно оцениваю подход JK к творчеству. Но вот взять РвБ или СоулСет - там вероятность информированного/осознанного введения именно такого тропа в сюжет с полным осознанием его символической значимости гораздо ниже. Мне сложно судить о Хатофул, я бы дала примерно такую же вероятность, как в Эдикте.

Почему же мы из раза в раз видим соблюдение всех основных аспектов The Hanged Person?

Меня особенно интересует аспект "подвешенности во времени", потому что я не вижу для него правдоподобного объяснения и не понимаю, откуда он берётся. Особенно если учесть, что в самом иконическом для мировой культуры случае, случае Иисуса в христианском каноне, этот аспект особо не наблюдается. У Прометея - да (его бессмертие как титана, вырастающая за ночь печень), но он менее иконический, информация о нём менее readily available в голове, и шанс того, что авторы неосознанно берут непосредственно из его истории - невелик. Корни уходят глубже, к общим для всех случаев причинам. И я их просто не вижу.


Если бы возьмём аспект добровольности - с ним тоже не совсем понятно, но логика вроде как просматривается. Плюс аспект внутреннего выбора в противовес становлению жертвой нехороших людей и несчастливых обстоятельств не может не быть важен в ситуации, когда мы говорим о чём-то конструктивном (а The Hanged Person - очень конструктивный троп). Интересно, что точка совершения выбора/момент, с которого самопожертвование становится добровольным может сдвигаться от случая к случаю и проявляться в разных формах. Например, технически добровольное самопожертвование Цуруги, которое, насколько я понимаю, во многом является результатом мировоззрения, которое искусственно формировали именно в таком направлении усилиями извне. Или история Нагеки из Хатофул, которого изначально приносили в жертву для блага выживания их общего биологического вида, а он перехватил инициативу и принёсся в жертву уже сам, добровольно - тоже ради выживания биологического вида, но уже другого. Или Альфа из РвБ, который изначально не только являлся невинной жертвой, принесённой ради блага человечества, но даже не понимал, за что/ради чего его мучили - и более того, даже не понимал, что его подвергают пыткам намеренно. Но проходит время, и та же фигура жертвует собой уже осознанно. В другой ситуации, но напрямую вытекающей из предыдущей. Мишу, в отличие от Зрящих следующего поколения, вообще никто не принуждает закукливаться в своём негативном опыте вместо того, чтобы принять психологическую помощь и to move on; обратить свою травмированность в преимущество и средство помощи другим пострадавшим - это ех личная идея, которую ем ещё предстоит перерасти при помощи кое-какой настроенной на прогресс и развитие личности трансхуманистических взглядов (к добру или худу).

При моменте перехода жертвования Мелиссой в самопожертвование самой Мелиссы слушатели, кажется, в последнем эпизоде Эдикта как раз и присутствовали. Если дальше всё будет развиваться так, как я предполагаю - можно будет сказать, что этот аспект в Эдикте соблюден.


Второе необходимое качество жертвы/жертвующей собой личности - её (относительная) невинность и непричастность к грехам, которые требуют искупления/ошибкам, для исправления которых нужна жертва. Вот это как раз - простой и достаточно очевидный пункт. Если бы личность была причастна к совершению ошибок, которые нужно исправлять, если бы была "виновата" - то выпавшие на её долю мучения уже не ощущались бы, как жертва, они ощущались бы как наказание/возмездие. А это несколько другой троп. (Хотя с ним можно делать интересные вещи, продублировав в одном персонаже и роль искупительной жертвы, и роль отвечающего за свои грехи/ошибки; это кажется взаимоисключающими параграфами, но, как показывает опыт СоулСет, проворачивается в фантастических и фэнтезийных сеттингах. В РвБ мы тоже видим нечто похожее; в обоих случаях это провёрнуто за счёт дуалистичности природы жертвы и того, что и Альфа, и Марко являлись одновременно и самостоятельными личностями, ничего никому плохого не сделавшими, и носителями отпечатка личности человека, который очень даже сделал).

Хотя, хм, наверное я рано заговорила о том, что "троп несколько другой". И в случае Цуруги, в случае Нагеки, и даже в случае Мелиссы (хотя у неё гораздо в меньшей степени) сам процесс, причиняющий мучения - палка о двух концах, проявляющаяся в причинении вреда одним людям/разумным существам, чтобы спасти других - либо в бОльшем масштабе, либо "своего" вида в противовес чужому. То есть, вопрос того, можно ли считать их невинными жертвами - достаточно сложен. Но во всех трёх случаях всё началось ещё когда все трое были детьми, причём травмированными и неблагополучными, и ничего никому плохого уж точно не делали и делать не хотели.

Вот этот момент - всё началось, когда личности не только не совершили ещё ничего плохого, но даже не успели бы совершить - сохраняется во всех пяти случаях. Шести, если считать Мишу. Про то, что Цуруги, Нагеки и Мелисса были ещё детьми, я сказала, а в случае с Альфой и Марко вообще не может быть никаких разночтений: их создали специально с этой целью. Вернее, специально создали Марко, а Альфу о-очень быстро переквалифицировали. Им как отдельным личностям к началу процесса принесения в жертву вообще считанные дни. Или ноль их.


Третье, очень важное - об этом, кажется, пишет Рене Жирар - двойственность природы жертвующегося. Насколько я могу судить из своего диагонального просматривания книги, двойственность природы жертвующегося - это естественный результат необходимости, чтобы в жертве сочетались черты "своего" и "чужого" - кого-то, кто одновременно и не принадлежал бы социуму, во благо которого приносится в жертву, и был достаточно близок к его членам, чтобы вызывать сопереживание и ощущаться причастным. От себя могу добавить, что явно важно не только деление на "свою" и "чужую" части личности, но и то, чтобы "чужая" принадлежала к уровню существования, который был бы неравноценен человеческому. Который был бы не просто чуждым человеческому, а был бы в каком-то смысле выше человеческого. Когда-то таким уровнем был божественный; отсюда, нпрмр, Иисус, бывший одновременно человеческим и божьим сыном. В наше время божественность в её традиционном понимании уже не проканывает, поэтому на смену приходят высшие по сравнению с людьми существа другого рода. Причём дуальность может быть как врожденной, так и приобретённой.

Цуруги - приобретённая дуальность; чем он является сейчас, пока не совсем понятно, но явно уже не совсем человеческим существом; его возможности по сравнению с обычными людьми или даже обычными enhanced людьми расширены, и в тексте проскальзывают намёки на "вывод на совершенно другой уровень развития человеческого существа".

Нагеки - приобретённая дуальность; изначально обычный голубь, в процессе происходящих событий он погибает и становится призраком, после чего принадлежит уже двум мирам. Можно возразить, что на момент своей первой добровольной жертвы он ещё призраком не является, так что и двойственности нет - но-о, имхо, то, что он является носителем Харона (а следовательно, его возможности по сравнению с обычным голубем, опять же резко расширены, пусть и в очень узком диапазоне), а не "чистым" представителем своего вида, очень даже относит его в эту категорию. В сущности, убивает именно вирус, следовательно, имеет смысл говорить о комплексе Нагеки-Харон, который именно что состоит из двух элементов - голубя и вируса.

Марко - врожденная дуальность. С одной стороны - искусственно созданное магией разумное существо, с другой - по образу и подобию реального человека и с его же воспоминаниями. Имеется и та часть личности, которая тот самый человек, и та, которая зародилась сама по себе, более или менее отдельная. Опять же, система из двух элементов - human и Magic Intelligence.

Альфа - врожденная дуальность. ИИ + импринт личности реально существующего человека. Nuff said.

Насчёт Меллисы, откровенно говоря, я не помню, врожденное оно или приобретённое. Но результат очевиден - сейчас она является одновременно и человеком, и "фильтром" материнской программы, и обладает возможностями, далеко превышающими человеческие - которые, к сожалению, не отключаются и причиняют ей страдания. Не будет "фильтром" она - будет кто-то ещё. Не будет кто-то ещё - будет очень плохо всем, ваще всем. Правило снова соблюдено.

Миша, если мы всё-таки принимаем ех в расчёт - приобретённая дуальность. Пропорционально - очень высокая доля алиенских информационных структур в психике, даже по сравнению с другими жертвами паразита. Как следствие - расширенные возможности, опять же. И плохие последствия для психики.


А теперь к самому интересному и самому волнующему меня вопросу: аспект "подвешенности во времени" (и, пожалуй, в пространстве). Который очень чётко проявляется в всех пяти (шести, если считать TPP) приводимых мной примерах и не может быть объяснён подсознательной или сознательной отсылкой на христианский канон.

Чтобы не высказываться неаргументированно - немного конкретики.

Цуруги - "подвешенность во времени"/"замкнутость в пространстве". Собственно, это - едва ли не самые определяющие его характеристики. В плане времени и возраста - весь пласт отсылок на Питера Пэна, "мальчика, который никогда не повзрослеет"; постоянные откаты психики назад - на год, три, пять, десять, больше - являющиеся неотъемлемым свойством и последствием ситуации жертвования; "школьническое" поведение; "у меня не было возможности вырасти", вот это всё. С замкнутостью в пространстве всё тоже очень чётко: от жуткого "was born in a windowless room", проходя через годы жизни в четырёх стенах организации, вот это "underdoor dweller" (T__T), и заканчивая грёбаной шахтой лифта. Он не взрослеет психически и едва взрослеет физически; и если подходить к ситуации не столь буквально, то можно с полным правом утверждать, что он "замкнут" в ней и не может её покинуть по целому комплексу причин (на чём держится одна из основных сюжетных линий). Кстати, вот этот мотив "замкнутости в ситуации" и невозможности её по целому комплексу причин покинуть характерен и для всех других случаев, в большей или меньшей мере, но это как раз закономерно - если бы можно было выбирать из разных вариантов, то идти на жертвы, пробабли, особо и не пришлось бы.

Нагеки - "подвешенность во времени"/"замкнутость в пространстве". Наиболее это заметно уже тогда, когда он становится призраком и не может покинуть пределы очень ограниченного пространства, будучи в состоянии передвигаться только по вертикальной оси; тогда же он перестаёт меняться, причём и физически, и - до определённого момента - психически. Физически - потому что является нестареющим призраком, офкорс; психически - потому что теряет большую часть своих воспоминаний и долгое время даже не осознаёт, что умер; закукливается в одном и том же состоянии, не меняясь от года к году.
"Замкнутость в пространстве", кстати, имеет место быть и играет большую роль и в его предсмертные годы, пусть и в меньшей мере. Сперва - когда он практически не покидает четырёх стен приюта или выданной после трагедии в нём квартиры из-за слабого здоровья, потом - когда его замыкают в подвале фасилити, проводя над ним эксперименты. Опять же, едва ли не самые определяющие его характеристики.

Альфа - снова и то, и другое. У ИИ это обычно проявляется и по дефолту, но тут - явное усиление этого аспекта далеко-о за рамки дефолтных значений. Во-первых, грёбаные временные петли, заставляющие проживать те или иные кошмарные события, а потом начинать весь процесс их переживания сначала, и снова, и снова, и снова, а во-вторых - состояние замкнутости в недрах фасилити в рамках виртуальной реальности, - в то время, как он думал, что вполне свободен в передвижениях и находится в реальном мире.

Марко - стоит ли мне ещё говорить, что снова и то, и другое? И снова временные петли, и снова переживание одних и тех же событий в очень ограниченном пространстве поместья, окружённого барьером. Но мало того - автор отдельно говорит о том, что тело его в любом случае навсегда останется телом подростка и не изменится! Хотя у неё не было, в общем-то, ровным счётом никаких особых причин вводить герою эту особенность.

Мелисса - в первую очередь, "подвешенность во времени", но элементы "замкнутости в пространстве" тоже есть. Прямым текстом говорится, что "she doesn't age", и, в общем-то, не слишком меняется её психическое состояние - по крайней мере в тех аспектах, которые прямо касаются процесса жертвования ("you'll never, ever, ever, ever get desensitized to it"). Свободу передвижения после того, как на неё наложила руки группа организованных преступников, тоже особо не завезли, не завезли её и потом, когда она оказалась у Амбассадоров. Но это вторично и вытекает из ситуации; а вот "she doesn't age" автор запросто мог не вводить. Но почему-то ввёл.

Кстати - on an unrelated note - практически во всех случаях присутствует какая-то байда с воспоминаниями. То ли у личности присутствуют чужие воспоминания (или чужой [эмоциональный] опыт, то ли не присутствуют, там где они должны быть, свои. То ли и то, и другое сразу. В пяти случаях из пяти. Совпадение? Или закономерность?

Ну, и заканчивая перечисление, Миша. С одной стороны, не показательно, потому что при ех создании я изначально ориентировалась именно на закукленность и на "если я хочу приносить пользу, мне нельзя меняться", причём под это подведён обоснуй. А с другой стороны - настоящая фамилия Мишы связана именно с аспектом "замкнутости в пространстве", хотя он тут вроде не при чём. И по канону - без особых обоснований - по Мише мало заметен возраст и течение лет. Я могла бы не вводить эти детали, но почувствовала потребность ввести. Вот почему?

В итоге и получается. Опыт рассмотрения всех пяти любимых мной тайтлов, в которых присутствует значимый The Hanged Man-type герой (или героиня) показал, что создатели ВО ВСЕХ случаях ввели аспект подвешенности во времени (а зачастую, и в пространстве), бросили кучу сил на то, чтобы выразить его посильнее (вплоть до того, что построили на нём всю сюжетную линию тайтла как в SoulSet), воплотили сразу по нескольким сторонам, и ввели как дополнительную деталь даже там, где можно было обойтись и где ситуация напрямую не требовала вот этого doesn't age.

ВОТ ПОЧЕМУ?

Этот аспект не вытекает естественным образом из прочего комплекса необходимых черт "жертвующегося", он - с виду, по крайней мере - не несёт никакой полезной для истории функции; я не вижу, чем он может быть обусловлен, и какой механизм может сделать его satisfying для человеческой природы, подталкивать авторов к тому, чтобы его включить. Судя по тому, что он неизменно присутствует - он важен. Пять из пяти + толкование карты, даже с учётом, что один из пяти может быть основан именно на карте (а не она присвоена ему как символ уже постфактум, что тоже возможно) - не может быть случайностью.

Теперь это не даёт мне покоя. :0


@темы: Edict Zero, Hatoful Boyfriend, SerVamp, SoulSet, The Parasite Project, VN, Zwee's Crazy Theorizing Corner, audiofiction, СПГС, диванная аналитика, длиннопост, манга, полотнище