Отрыла всё-таки свой обзор на "1\2 Prince", которую писала года четыре назад для одного онлайн-журнала. Думаю, я имею полное право процитировать её у себя в дневнике, тем более, что это дела давно минувших дней. Мне перечитывать откровенно страшновато, но менять принципиально я ничего не буду, пусть на будущее остаётся напоминанием. Хочется верить, что с тех пор я повзрослела и на процентов семнадцать поумнела, так что обзор отражает мой теперешний образ мыслей только косвенно.
Кстати, если кому интересно, на русский язык переведено 66 глав, что примерно равно английскому переводу. Правда, насчёт качества перевода я не в курсе, потому что в те времена его просто не существовало.
Алсо, в обзоре обнаружились какие-то совершенно бредовые идеи по поводу феминизма, но щито поделать, из песни уже слов не выкинешь. В утешение всем возмущенным (и себе заодно, потому что я тоже возмущена!) могу сказать только, что с тех пор прошло много времени, и мои взгляды на сабж порядком изменились (ура информированности, ударим ликбезом по неосведомлённости!).
читать дальше
«Молчи, женщина, твоё место на кухне!» - фраза, за которую в современном мире можно запросто схлопотать по физиономии, ведь ласковые домашние кошечки, рыбоньки и зайки лишь совсем недавно сложили своё оружие, убедительной победой завершив феминистическую войну за равноправие и самовыражение. Отголоски этой битвы всё ещё звучат в сердцах и душах женской части населения, но лишь немногие действительно пойдут до конца, подменив естественное желание считаться личностью пламенем мужененавистнического гнева. Потому что, когда запал оскорблённого достоинства иссяк, выяснилось, что желанная независимость – это не такая уж и радость в жизни, ибо против природы и материнского предназначения не пойдёшь. И вот уже женщина, провозгласив для острастки и из принципа пару лозунгов, млеет от сладости осознания того, что рядом с ней есть кто-то сильный, решительный и потакающий женским слабостям. Но вот только пусть кто-то попробует о них заикнуться! Признать наличие женских слабостей под силу не каждой женщине – тем более, когда ещё свежа генетическая память о победах, одержанных их славными прабабушками на феминистическом фронте.
Завязкой известной китайской маньхуа [1] «1\2 Prince» авторства Чои Хон Чон служит примерно подобная идея. Вот только дальше она развиваться не будет, как не стану и я продолжать свои рассуждения на эту тему. Потому что, в сущности, эта маньхуа не содержит никакого социального пафоса и вообще сколько-нибудь выраженной премудрости. Более того, автор даже не и не ставил перед собой цели поучать или с помощью своего произведения доносить до читателей какие-то истины. Единственное, чему призван «1\2 Prince» - это развлекать. И, надо сказать, отлично справляется со своей задачей.
С самого юного детского возраста и до глубокой старости главным развлечением была, есть и будет игра. Игры бывают разные – сперва в ладушки, потом – дочки-матери и прятки, для людей постарше уже ролевые игры (что бы ни понималось под этим выражением) и азартные, футбол и шахматы, а на склоне лет – домино во дворе с громким щёлканьем костяшек по столу и периодическими восклицаниями «Рыба!» С течением времени одни игры претерпевают изменения или оказываются канувшими в небытие, правила других будут передаваться из поколения в поколение вечно. И появляются новые, усовершенствованные, с повышенной степенью развлекательности. Вот скажите, положа руку на сердце, милые юзеры, жители информационного века, что может по развлекательности сравниться с компьютерной игрой? Книга или фильм? Вряд ли. Там участие читателя\зрителя в процессе лишь косвенно. Он служит почти бездействующим сторонним наблюдателем событий. Да, может обдумывать, делать выводы – но интенсивность вовлечения в процесс куда меньше, нежели в игре, где от твоих решений зависит весь маленький виртуальный мирок. И чем больше различных возможностей, тем развлекательней. Всё-таки, игры с более или менее примитивным течением быстро превращаются в рутину. А шире всего возможности, согласитесь, в MMORPG . Именно онлайн-игры призваны помочь человеку погрузиться в совершенно иной мир, воплотить сокровенные мечты в пусть и плохонькую, но реальность, - а кто не мечтал переживать приключения и совершать подвиги, участвовать в великих битвах и путешествовать по неизведанным землям? Неудивительно, что MMORPG столь популярны, хоть и редко используются по своему прямому назначению – отыграть роль какого-нибудь эльфа или орка в фэнтези-мире!.. И неудивительно, учитывая эту популярность, что появилась маньхуа, которая использует MMORPG как основной фон для сюжетных перипетий. Это позволило не только обоснованно сочетать реальный мир и мир фэнтези меча и магии в одном произведении, не только привлечь аудиторию знакомыми и родными словами вроде «level» [3], «моб»[4], «GM» [5], «гринд» [6], «NPC» [7] (а это позволяет человеку, хорошо знакомому с этими реалиями, гордо ощущать себя причисленным к кругу избранных, тех, кто «в теме», и доставляет оному уйму удовольствия), но и оправдать использование такого жанра, как «gender-bender». Да-да, того самого, который столь нередко встречается манге, особенно направления сёдзе. То ли девочка по каким-то причинам переодевается в мальчика, то ли, что реже, мальчик – в девочку… И вот начинаются милые и забавные приключения, основанные на всеобщем заблуждении относительно пола ГГ. Из наиболее известных манг такого рода я могу назвать «Хост-клуб Оранской школы», да и каждый, имеющий в своём багаже прочитанного хотя бы десяток наименований манги, манхвы или маньхуа, может привести свой пример. Но если обычно местом действия служит какая-нибудь классическая закрытая школа для отпрысков благородных семейств, со всеми вытекающими последствиями, то «1\2 Prince» осовременен, более того, повествует о достаточно далёком будущем – 2100 год н. э. И ценен уже хотя бы этим. С появлением этой маньхуа, можно сказать, появился «gender-bender» нового поколения, выросшего на компьютерных играх, и приспособленный в первую очередь именно для этой аудитории.
Итак, 2100 год н. э. Развитие компьютерных технологий привело к тому, что стало возможно создать настолько совершенное виртуальное пространство, что человек, находясь в нём, разве что с большим трудом с помощью всех своих пяти органов чувств сможет отличить его от реальности. На основе этих технологий создаются компьютерные игры с полным погружением в игровой процесс. И одной из таких игр стала MMORPG «Вторая жизнь», создатели которой уверяют, что её реалистичность достигает 99%.
Естественно, игра обещает быть крайне популярной, и добрая четверть населения бросается её приобретать. Не стал исключением и юный Фен Ян Мин – и вот он уже хвастается своей сестре-близнецу Фен Лань удачной покупкой. Не то, чтоб она заинтересовалась… Но надо же было упомянуть брату о некоторых ограничениях, которые накладывает игра! А дело в том, что в ней, дабы усилить реализм, мало того, что внешность по большей части сохраняется – можно сделаться лишь на 30% симпатичнее или безобразнее, правда, с поправкой на расу, - так там ещё и пол свой менять нельзя! А от того, девушка ты или парень, зависит многое. Воинами могут быть лишь парни, а девушкам достаются такие классы, что не связаны с опасностью – лекари и маги. Потому, кстати, и существует запрет на смену пола – ведь многие парни захотят под видом девушек качаться легко и быстро, ничем не рискуя и получая помощь и вещички практически ни за что. Преимущества представительниц слабого пола на этом не заканчиваются – даже если совершит она какую-нибудь глупость, никто ругать не станет. Девушка ведь, чего с неё взять-то!..
Казалось бы, при таких условиях играй да радуйся. Вот только взыграли в жилах Фен Лань феминистическое прошлое её предков и гордость девичья. Неужели девушкам ничего толком доверить нельзя? И ни на что они, кроме как стоять в сторонке и ждать чужой помощи, не годны? Ну уж нет! Задел за живое братец, оскорбил сестрёнку в лучших чувствах. Вот и решила она доказать, что девушки – это вам не хухры-мухры типа домашних питомцев, которых холят и лелеют, а всерьёз не принимают. В итоге, позаимствовав игрушку (без ведома законного хозяина), Фен Лань заходит в меню выбора персонажей…
Из-за того, что Фен Лань была первой, кто запустил диск с игрой, администрация приняла решение пойти ей навстречу в её желании «быть мужественнее» и разрешить создание персонажа мужского пола, сделав исключение из правил. Тем более, в отличие от смены пола с мужского на женский, это всё равно не даёт особых преимуществ. Ну, если не считать того, что теперь она будет играть удивительно красивым мальчиком. Ведь изначально девичьи черты лица, да ещё улучшенные на 30%, да ещё помноженные на смазливость эльфийской расы, в облике персонажа мужского пола дали просто удивительный результат! А какая девушка не любит бисёненов! И какая откажется от столь симпатичной внешности!
Итак, получив ник «Prince», Фен Лань оказывается в игре. Красота-а!.. Солнышко светит, птички поют! Мобы первого уровня по полянам шастают… Идиллия!.. Но, как вскоре выясняется, пасторальность пейзажа – заблуждение, которому суждено просуществовать недолго. Вплоть до момента, когда мобы заагрились [8] на замечтавшегося Принца и весьма ощутимо доказали, что реалистичность игры действительно очень высока. Укусы внешне милых существ оказались отнюдь неиллюзорны, и оскорблённая и разъярённая Фен Лань немедленно продемонстрировала, насколько страшны бывают женщины в гневе. Её особая жестокость по отношению к беднягам мобам, неразумно покусившимся на нежно оберегаемый девичий зад, подействовала на воображение даже самых брутальных вояк, отчего к Принцу стали относится со священным трепетом, из уст в уста передавая легенды о его отчаянной психованности и психованной отчаянности, а также наделили кличкой «Кровавый эльф».
Не менее распространённой, чем истории о запредельной жестокости Принца, оказалась молва об его удивительно красоте. Фен Лань под видом симпатичного эльфа немедленно начинает служить предметом вожделения со стороны представительниц женского пола, которые не только пускают блаженные слюни при виде бисёнена, но и переходят к весьма активным действиям, чтобы его заполучить. А ведь Фен Лань никоим образом не любительница однополых отношений (по крайней мере, между девочками)! А вот симпатичные парни ей очень даже нравятся… Отсюда и происходит большинство забавных ситуаций. А философы, которые ищут во всём повод для размышления, могут всерьёз задуматься над вопросами: «Сёдзе-ай ли это, если фактически целуются две девочки, но одна из них в теле мальчика?» и «Сёнен-ай ли это, если фактически любовь между парнем и девушкой, но они оба в телах мужского пола?»
Удостоверившись в успехе комичных ситуаций по теме однополых отношений, автор в течение повествования настолько осмелел в их применении, что вскоре для того, чтобы толкнуть персонажей в объятия друг друга, веская причина становится и вовсе не нужна. Всё списывается на несчастливую для персонажей и счастливую для читателей случайность или вовсе не обосновывается. Впрочем, градус забавности такой подход не уменьшает, а большего от подобного рода маньхуа и не требуется.
Юмор в «Prince 1\2» иногда смешон, иногда глуп, иногда глуп и смешон одновременно, и далеко не всегда основан на ситуациях с полом ГГ и с однополыми отношениями. Немалая доля приходится на внутриигровые забавные моменты. К тому же, знающим людям обеспечена счастливая улыбка, когда с персонажами случаются события, знакомые из собственного игрового опыта. Например, то, как персонажи пьют банки с зельями после того, как их изрядно потреплет противник. Моменты, использующие реалии MMORPG обладают немалой долей соответствия оригиналу, можно даже углядеть первоисточники. Например, в некоторых элементах угадываются популярные онлайн-игры «Perfect World» и «Ragnarok Online», и их можно считать прообразами «Второй жизни» из этой маньхуа. Об этом свидетельствует и изображение какого-либо персонажа в стиле «Ragnarok Online» на обложке каждого из томов маньхуа.
При некотором желании можно найти и отступления от концепции MMORPG в повествовании, например, глубоко сомнительно, чтобы персонаж низкого лвла смог убить босса [9], найдя его уязвимое место. По крайней мере, в играх нашего поколения такое не предусмотрено. Впрочем, кто знает, что мы увидим в играх будущего?
Помимо этой неувязки, есть в этой маньхуа и более серьёзные. Например, в 2100 году прогресс выведет разве что виртуальную реальность на новый уровень, а в остальном мир будущего выглядит абсолютно так же, как и наша современность. Кроме того, заявленный в самом начале тезис «Женщины играют во «Второй жизни» второстепенную роль и не могут заниматься ничем серьёзным», из-за чего, собственно, вся каша и заварилась, - автором на протяжении повествования как-то довольно быстро забывается. Мы можем лицезреть девушек, которые являются главами клана и занимаются достаточно опасными делами, - и парней, которые играют за классы поддержки. Пожалуй, это самый большой недостаток этой маньхуа. Впрочем, он достаточно компенсируется лёгкостью и приятностью в чтении, доставляющем немало занимательных минут.
«Prince 1\2» рассчитан на очень широкую аудиторию. Отнюдь не только на геймеров-суточников, яойщиц и любителей посмеяться. Кроме фэнтези, комедии и «gender-bender» тут можно найти признаки практически всех жанров, которые только могут существовать. Причём зачастую весьма выразительные. Фантастика, sci-fi? Запросто. Ведь развитие виртуальной реальности – это фантастический элемент. Action/Adventure? Безусловно. Похождения Принца и его команды разношёрстных (в случае жреца с волчьей головой – в прямом смысле слова) соратников заслуживают внимания и с этой стороны. То они на мобах ходят качаться [10], то ввязываются в полномасштабную войну с другой командой. Сюда ещё и квесты можно приплести. Драма? Мало, но имеется и такое. Удивительно трогательная история NPC, который обрёл собственное Я, способность мыслить и ощущать эмоции, - но вынужден следовать заложенной в него программе.
Сёнена, того самого, классического, чтобы с драками, турнирами и выяснением, кто сильнее, круче, дружнее и упрямее - тоже предостаточно, особенно в арке, когда команда Принца сражалась на арене с другими командами. Так что мужская часть читателей получит свою долю удовольствия – хоть какую-то компенсацию за всё то сёнен-айное непотребство, которое царит в преобладающей части этой маньхуа.
Но, пожалуй, самым главным жанром, который затмевает своей значительностью даже «фэнтези» и «комедию», здесь является «сёдзе» и неизбежно связанная с ним «романтика». Вся команда Принца, также пара-тройка посторонних команд связаны между собою запутанными романтическими узами.
Сложнее всего ситуация у главной героини Фен Лань, и усугубляется она тем, что во «Второй жизни» она играет за парня, но в реальной жизни и в душе остаётся юной девушкой, желающей любить и быть любимой, - и в меру наивной для того, чтобы не замечать, насколько она привлекательна как человек, а не смазливый эльф.
Как водится в жанре «сёдзе», есть два основных претендента на её руку и сердце: заботливый друг детства, влюблённый в героиню с младых ногтей, - и загадочный случайный встречный, воспылавший к Принцу неземною страстью, настолько сильной, что ему становится глубоко безразличен пол и возраст предмета своего обожания. При этом один из потенциальных женихов знает, в кого влюблён, другой – думает, что знает, а сама Фен Лань подозревает, что оба любят не её, а её брата-близнеца… Сцены ревности, взаимонепонимания и любовного томления included. А вы как думали? Всё сложно и в меру извращённо!
Чтобы подчеркнуть первостепенность романтической линии, автор даже вынесла её за пределы игрового мира в мир реальный, и посвятила любовным мукам горе-воздыхателей целый спешл, дабы читатели ещё пуще прониклись их незавидной долей. И по сей день (а ведь маньхуа ещё далека от завершения) судьба взаимоотношений Фен Лань/Принца с её двумя потенциальными возлюбленными является одной из самых главных сюжетных интриг; кроме того, не стоит забывать о чувствах девушек к Принцу в игре, кои не отличаются такой серьёзностью, как чувства парней, но тоже вносят свои штрихи в картину. Тем более, другие сюжетные линии не столь глубоки и длинны, и занимают собой редко более одного тома. Ведь возможностей в игре так много, и нужно использовать их все! Вот и будут Принц и его команда то драться на турнире, то защищать собственный замок… И даже сколотят собственную музыкальную группу, чем внесут новую долю фансервиса в происходящее действо!
В общем, скучно не будет. Главное – не ждать от этой маньхуа откровений и особой смысловой нагрузки, в остальном же она вряд ли разочарует. А бонусы в виде жаргона MMORPG и отсылок к некоторым книгам и аниме (например, NPC с внешностью и именем Кеншина, персонажа аниме и манги «Rurouni Kenshin», или эльфийский лучник Леголас) несомненно, порадуют тех, кто в курсе первоисточника. Яойщицам рекомендуется особо – им маньхуа сполна обеспечит повод для маленьких девичьих радостей.
[1] Маньхуа – то же самое, что и манга, только китайского происхождения.
[2] MMORPG (от англ. massively multiplayer online role-playing game) – многопользовательская ролевая онлайн-игра. Проще говоря, десятки, сотни и тысячи игроков всячески взаимодействуют в одном виртуальном мире, претендуя на то, что они на самом деле не бородатые дядьки и банальные школьники, а благородные эльфы, брутальные орки или вообще какие-нибудь беллато разновидности «ОЯШ, оседлавший меха».
[3] Level – уровень персонажа. Влияет на его основные параметры (наподобие ловкости, выносливости и силы удара), а также на самооценку игрока. Растёт очень медленно, обычно в результате нарезки 100500 тысяч мобов.
[4] Моб (англ. mobile object) – управляемый искусственным интеллектом виртуальный монстр, стаи которых бродят по игровому миру с единственной целью – быть нарезанным игроками. С мобов игроки получают опыт, деньги, материалы, оружие, броню и прочие необходимые вещи. Всё, что выпало из моба после его безвременной кончины, называется лутом, иногда – дропом. Откуда, например, у змеи топор, три куста травы и сотня-другая золота – отдельный вопрос, так и не нашедший адекватной разгадки. Народный фольклор гласит, что за мобов играют китайские дети.
[5] GM (англ. Game Master) – член администрации игрового сервера, который должен, теоретически, следить за выполнением правил и появлением различных ошибок в игре, а также отвечать на вопросы игроков. На деле сотрудничество игроков и модератора часто переходит в противостояние, полное взаимной ненависти.
[6] Гринд – массовое убийство игроком целых толп мобов с определённой целью в особо крупных размерах, обычно даже не сходя с одного места. Отличается повышенной нудностью и утомительностью.
[7] NPC – (англ. Non-player character) – персонаж, который управляется не игроком, а компьютером. Обычно это гуманоидного облика существа с дивными именами, которые дают квесты, продают какие-нибудь вещи или служат для других более или менее полезных целей. Поговорив с ними, можно узнать много нового и интересного.
[8] Агриться – свойство мобов-агров. Аграми называются те мобы, которые поджидают, пока персонаж не появится в поле их зрения, после чего нападают, мстя за невинно убиенных собратьев. Агриться могут даже мирные мобы, если игрок причинит вред их близбродящему сородичу.
[9] Босс – большой и страшный моб, который по характеристикам превосходит мобов соответствующего уровня в разы. Боссы убиваются с трудом, существуют обычно в единственном экземпляре и обладают уникальным именем, в отличие от сотен клонированных «вшивых пустынных волков» или «истошно кричащих призраков», которые населяют игровой мир.
[10] Кач – убиение мобов с целью получения опыта и увеличения уровня персонажа. Когда игрок поднимает уровень, он переходит к более сильным мобам и начинается качаться на них. Длительность процесса стремится в сторону дурной бесконечности. Кач занимает около 75% игрового времени, и это в самом благоприятном случае. Половину от оставшейся четверти занимает поиск сильных мобов, которые дают оптимальное соотношение между сложностью их убиения и получаемым в результате этого убиения опытом.
Поскребя по сусекам...
Отрыла всё-таки свой обзор на "1\2 Prince", которую писала года четыре назад для одного онлайн-журнала. Думаю, я имею полное право процитировать её у себя в дневнике, тем более, что это дела давно минувших дней. Мне перечитывать откровенно страшновато, но менять принципиально я ничего не буду, пусть на будущее остаётся напоминанием. Хочется верить, что с тех пор я повзрослела и на процентов семнадцать поумнела, так что обзор отражает мой теперешний образ мыслей только косвенно.
Кстати, если кому интересно, на русский язык переведено 66 глав, что примерно равно английскому переводу. Правда, насчёт качества перевода я не в курсе, потому что в те времена его просто не существовало.
Алсо, в обзоре обнаружились какие-то совершенно бредовые идеи по поводу феминизма, но щито поделать, из песни уже слов не выкинешь. В утешение всем возмущенным (и себе заодно, потому что я тоже возмущена!) могу сказать только, что с тех пор прошло много времени, и мои взгляды на сабж порядком изменились (ура информированности, ударим ликбезом по неосведомлённости!).
читать дальше
Кстати, если кому интересно, на русский язык переведено 66 глав, что примерно равно английскому переводу. Правда, насчёт качества перевода я не в курсе, потому что в те времена его просто не существовало.
Алсо, в обзоре обнаружились какие-то совершенно бредовые идеи по поводу феминизма, но щито поделать, из песни уже слов не выкинешь. В утешение всем возмущенным (и себе заодно, потому что я тоже возмущена!) могу сказать только, что с тех пор прошло много времени, и мои взгляды на сабж порядком изменились (ура информированности, ударим ликбезом по неосведомлённости!).
читать дальше