Те, кто наблюдает за моим дневником достаточно давно, а то и вдруг читает мой фик
"И воды сомкнутся", хорошо знают, как неспокойно я отношусь к теме инициации, и насколько плотно курю её применительно к Баки-Зимнему Солдату, что комиксвёрно, что мувивёрсно. Забавно, что авторы комиксов, написав про использование сенсорной депривации для "перековки" Баки в Зимнего, очень толково поступили на самом деле. Я не буду сейчас углубляться в механизм действия, просто скажу, что это действительно работает - проверено ещё первобытными племенами во время их ритуалов инициации, когда подростков подвергали мучениям и сенсорной депривации для того, чтобы вернуть их на грань жизни и смерти; символическое умирание с последующим "возрождением" делало подростков крайне податливыми и восприимчивыми, и им уже можно было "записывать" всю нужную для взрослого члена племени информацию. После чего они получали новое имя и считались взрослыми;
и да, история со смертью на кресте и последующим воскрешением Христа и ритуал крещения тоже растут именно оттуда. Так вот. Не знаю, как там уж - подсознательно или сознательно - использовал это всё дело Марвел, но он использовал.
Как оказалось потом, ДиCи тоже в теме. И я уже наткнулась на два чрезвычайно любопытных примера. Это процесс "перековки" более-менее обычных людей в послушных ассасинов из постребута, и история Джейсона Тодда, изложенная в "Red Hood: the Lost Days", которая вообще с точки зрения теории инициаций любопытна более чем полностью. (А ещё я очень люблю "Red Hood and the Outlaws", но об этом как-нибудь в другой раз).
На "Red Hood: the Lost Days" я остановлюсь поподробнее, потому что эта штука примечательна не только с этой точки зрения, а сперва расскажу про Талонов. Талоны - название тех самых ассасинов, про которых я уже сказала. Они перековываются из более-менее обычных людей (не обычных, конечно, там всё сложно, но не будем об этом) в послушных убийц, которые должны уничтожать тех, на кого укажет тайное общество "Совиный Суд" ("Court of Owls"; возможно, "Двор", но если учесть то, чем они занимаются, правильным переводом будет скорее "суд", думаю). Такая себе секта с орудиями-фанатиками.
Мало того, что будущие Талоны набираются из цирковых гимнастов (в основном, по линии Грейсонов, лол), то есть уже изначально обладают вышесредними физическими характеристиками - так их ещё и накалывают
сывороткой суперсолдата всякой фигнёй, от которой они регенерируют, будучи раненными, и перестают стареть. Этих Талонов содержат в законсервированном виде обычно и выпускают, только когда надо кого-то убить
(это вам вот щас ничего не напоминает?), причём обычно не больше одного за раз.
"Родной" линейки про них я пока ещё не читала, но в "Найтвинге" обнаружила прелюбопытнейшее про то, как их ломали, превращая в послушные орудия.
R, и вообще дальше под кат, потому что там много больших картинок
прошу прощения за то, что некоторые страницы будут на английском; надеюсь, это не помешает пониманию. всё продолжает быть кликабельно
Итак, что мы видим? Сабж запирали в ограниченном пространстве, помеси гроба и железной девы. И выдерживали там до нужной кондиции. До тех пор, пока прежняя личность pretty much не ломалась, освобождая место для чего-то нового, и там уже брали их восприимчивыми и тёпленькими, завершая инициацию и внедряя послушание "Совиному Суду" и его идеалам. Классический импринтинг с предварительным доведением человека до состояния сенсибильности, то есть, высочайшей восприимчивости к информации, поступающей извне. В естественных условиях такой период бывает у человека сразу после рождения и длится некоторое время, что даёт возможность заложить в младенца/ребёнка основы человеческой личности. речь, понимание окружающего мира, своего места в нём и себя. А чтобы добиться этого искусственно, надо прибегать к таким вот мерам. Довести сперва человека до состояния полусмерти, заставить его пережить символическую смерть, а потом "родиться". Такие вот штуки - "костяные дома" - это одновременно и чрево зверя, проглатывающего и переваривающего жертву, и утроба матери, из которой человек потом рождается. "Костяной дом" в метафорическом смысле - жизненные события, которые едва ли не ломают человека, но позволяют пересмотреть себя и выйти на новый этап жизни, мировоззрения и развития.В узком - такая вот "машина смерти". В изначальном смысле - это хижина, в которой проводилась инициация. Землянка, убранная звериными зубами, когтями, костями и шкурами, символизирующая зверя, который съедает инициируемого подростка.
Если в случае Зимнего Солдата мы видим камеру сенсорной депривации (тесное место, наполненное солоноватой водой, отрезанной от любых раздражителей органов чувств), важной частью которой является именно вода, и это символизирует материнскую утробу, то тут уж совсем классический "костяной дом" с использованием прямых физических мучений.
Что ещё любопытно, восприятие этого "костяного дома" как символической смерти тут даже не завуалировано.
В линейке "Red Hood and the Outlaws" мы видим, что один из Талонов прямо называет это смертью с последующим воскрешением.
Также не менее интересно, что Джей тут легко проводит параллель между Талоном и собой. В конце концов, он сам испытал на себе смерть. А ещё пережил две последующие инициации (с участием воды, кстати, что немаловажно).
И вот тут мы переходим к "The Lost Days".
Вообще, читать что-то про Джейсона меня сподвигла полнометражка "Batman: Under the Red Hood", о которой я совсем недавно писала, и мало того, что "The Lost Days" оказались избавлены от всех недостатков, которые обнаружились в полнометражке, так ещё и там нашлось, с чего мне пищать от восторга. Потому что, помимо всего прочего, тема инициации и смерти-воскрешения там стоит в полный рост.
Итак, предыстория. После ухода Дика Грейсона, первого Робина, на вольные хлеба, Бэтмен берёт себе нового сайдкика. Как мы увидим из постребутной серии, берёт его себе в Робины буквально насильно, но сейчас речь не об этом. Тык вот. Джейсон Тодд некоторое время робинит на поддержке у Бэтси, а потом его выкрадывает Джокер. Кроваво избивает до полусмерти ломиком, после чего подрывает помещение к чертям собачьим вместе с Джеем. Бэтмен прибывает на место как раз вовремя, чтобы посидеть над телом и сделать NO в небеса, после чего хоронит на семейном кладбище.
Дальше в полнометражке Ра'ш аль Гул (или Ра'c; произносится с "ш", но не суть важно), бывший союзник Джокера, выкрадывает тело и опускает в яму Лазаря, чтобы воскресить и загладить вину. Воскрешает, но уже немного "другим". Инициация как она есть. В том числе, пункт с новым именем. Джей-то после этого кардинально меняется, берёт имя "Красный Колпак" (ну, так переводят; так-то Red Hood, где Hood может значить многое, и в первую очередь, капюшон; причём именно в капюшоне, как мы увидим, он будет ходить в "Потерянных днях") и начинает заниматься возглавливанием и отстрелом преступников, а ещё местью.
В комиксе всё ещё сложнее.
Там вот таких вот инициаций была не одна, а две.
Причём воскрешение произошло по пока невыясненным причинам, но не из-за ямы Лазаря. Джей приходит в себя в гробу и чисто на голых инстинктах выживания прокапывает себе путь наружу.
Но Джея, собственно, больше нет. Его личность повреждена. Он выходит наружу овощем.
Рефлексы в норме. Тело реагирует на нападение, развешивая удары. Механическая память работает. Но он сам - пустой совершенно. Таким бы был мой хэдканонный Баки Барнс (который уже глубоко Зимний Солдат), если бы у него не было ни Гидры, ни Стива, ни вообще какой-либо цели.
Правда, последующие страницы показывают, что что-то там в глубине у него каг бэ осталось. Только очень-очень глубоко.
Ну, и дочь грёбанного аль Гула, Талия, из великой любви к Бэтмену решает это всё извлечь наружу.
Как?
Толкая в уже помянутую яму Лазаря.
Кстати говоря, вот эта страница мне, хоть убей, кажется христианской отсылкой. А христианство, как я уже упоминала выше, густо замешано на концепции инициации. Ииииии...
Следующая глава прямо называется "Крещение". Тадададаааам.
Причём тут отчётливо видно, какую именно информацию получил Джей сразу после второй инициации. А именно - о предательстве Бэтмена. Вернее, о том, что он никак не отомстил убийце Джея - Джокеру. Бэтмен в своей любимой манере "йа не убиваю" засунул Джокера в тюрьму, а он оттуда, правильно, слинял и ходит на свободе.
Каг бэ неудивительно, что после этого Джей становится одержим мыслями о несправедливости такого расклада. Кстати говоря, сперва представляется в этот период он как "Никто", когда у него спрашивают имя, а потом становится "Красным Колпаком".
Я вот чуяла, что это ещё не всё. Должна была быть ещё третья инициация, которая немного его починит и избавит от одержимости прошлым. Поможет оставить это всё позади и пойти дальше.
И знаете - она была!
Правда, увидела я это уже в "Red Hood and the Outlaws", но судя по сюжету, эта серия прямо наследует события "Потерянных дней", так что обе могут считаться на данный момент каноном.
Третья инициация была во время обучения Джея в одном полумагическом ордене, которое стоит на защите человечества от древнего зла (я сама знаю, что это лол; но это пока ещё канон, а не та дурацкая арка, в которой новый автор всё проебал)
Причём это именно что "инициация" - ритуал введения в орден, после которого Джей станет полноправным его членом. Алсо, включает в себя погружение под воду (это важно!).
И вот как раз после этого Джей получает новую цель в жизни и более-менее оставляет для себя в прошлом обиду на Брюса и месть Джокеру. Ну то есть оно ещё с ним - но по крайней мере, он уже больше не живёт этим. И у него появляются новые обязанности в качестве члена ордена, он приключается что-то там независимо уже от своего прошлого. Кстати, авторы прямо говорили, что хотят его увести из-под печати "умершего и воскресшего сайдкика, убитого Джокером и точащего зуб на своего убийцу и на Бэтмена", Что ж, они неплохой способ выбрали. Опять же, наверное, подсознательно - но каг бэ да. Да.
Потом, правда, прошлое догнало Джея и дало ему по голове, но это уже совсем другая история
Так что история Джейсона с точки зрении теории инициации - прямо-таки образцово-показательна. Про "Потерянные Дни" я потом ещё немного расскажу для тех, кто не осилил читать простыню с СПГС, а я думаю, осилили очень немногие, но написать её я таки должна была.