Со вчерашнего дня я много думала на тему феерического взаимонепонимания, которое помешало героям "Marble Hornets" объединиться перед лицом общего врага -
настоящего врага, а не ещё одной жертвы. На протяжении сюжета все успели обвинить всех (и только Джей, кажется, никого, кроме себя... зато его все пнули "it is your fault" по нескольку раз точно), пропасть между героями и невозможность достичь какого-никакого консенсуса росла с каждым шагом, паранойя, взаимная враждебность и взаимное же недоверие становились всё напряжённей... и как следствие - градус пиздеца нарастал и нарастал, пока не вылился в то, во что вылился.
Мысль, которая терзала мой мозг на протяжении всего времени моей упоротости МХ:
можно ли было это всё как-то предотвратить, и если да, то как и на каком этапе?
Ну и как-то, наверное, я прихожу к выводу, что виновато это самое Everything is fine, которое красной нитью проходит по всему сериалу, его завершает и даже написано на charity bands с символикой "МШ" - единственное из всего, что может его графически воплощать (там, правда, есть ещё футболки с символом Оператора, но это другое).
Фраза, которая говорит мне очень и очень много.
Когда-то это самое Everything is fine завело мою жизнь в такой пиздец, от которого я не могу полностью оправиться до сих пор. Это сейчас я понимаю, что надо было на несколько месяцев - да что там! на несколько лет - раньше разрыдаться и признать вслух, что да, мне плохо, что да, у меня проблема, что да, так жить нельзя, ситуация ненормальная и нездоровая, и надо что-то делать. А не заниматься самогипнозом "у меня всё хорошо", старательно имитировать благополучие и все траблы списывать на то, что я недостаточно сильна духом, чтобы делать вид "everything is fine" идеально, и надо просто держать себя в руках немного лучше, и никогда, никогда, никогда вообще никак, ни одним словом, ни жестом, ни выражением лица не позволять человеку усомниться, что что-то может быть не так.
Короче, не делайте так, люди. Я не призываю ныть по каждой мелочи, упаси боже - но некоторые глобальные проблемы (когда жизнь вот реально встала на какие-то совсем не те рельсы и катится сквозь задницу в какие-то ещё более сомнительные глубины) более решаемы, чем кажется. Если признать, что проблема есть, конечно. Возможно, для этого придётся нафиг сломать себе всё, что есть теперь... Но блин, так ли уж оно ценно, и такой ли уж конец света настанет, если всё-таки на это решиться?
Стэпфордсмайлерство работает. Но только до некоторых пределов.
И на примере "MH" можно прямо увидеть, как Everything is fine завело четверых главных героев в пиздец. Причём ещё за три года до начала событий... и даже, наверное, немного раньше.
Спойлеры будут, но вряд ли особо страшные. Разве что насчёт личности Худи, но её, по-моему, и так уже все знают...
простыня
Возможно, чтобы хоть что-то предотвратить и ситуация пошла по совсем другим рельсам, достаточно было бы того, чтобы всего лишь один, хотя бы один из четверых ГГ вслух признался остальным, что есть вещи, которые его беспокоят.
Но Everything is fine у всех.
Вот Джей. Вроде как главный герой "МХ"... И при этом мы о нём и о его душевном состоянии знаем меньше всего. Он прячется за козырьком кепки и за камерой, за сухими строками белых букв на чёрном фоне, где только информация и ничего более. Джей, который не говорит ни о чём личном, замкнутое-презамкнутое ИНТРОВЕРТИЩЕ, усиленно пытающееся сделать вид, что его вообще нет. Он проходит через грёбанное кошмарище, причём даже не в физическом плане, а в моральном - как и все остальные герои, чего уж. Но у него не включается даже защитный механизм, как у прочих. На него все дружно валят вину - все! (даже Тим который, тащемта, на тот момент дорожит им настолько, что готов встать между ним и Оператором, всё равно походя умудряется его ткнуть в больное, даже этого не заметив) - он же не перекладывает ответственность ни на кого и тащит четверной груз вины сам. У него нет ни "волшебных" таблеток, как у Тима, ни Цели вкупе с чувством собственной правоты, как у well-intentioned extermist'а Алекса, ни альтернативного состояния сознания, как у Брайана/Худи (который, к тому же, сделал для ухудшения ситуации меньше всего, пожалуй... что, наверное, служит некоторым утешением). У Джея нет и вполне здоровых агрессивных реакций, которые вынуждают человека нападать в ответ, если на него напали, огрызнуться, если наехали словесно, вернуть обратно вылитый на него негатив, чтобы самому почувствовать себя лучше.
И на все сваливающиеся на него траблы он только молчит и ничем не выдаёт, что ему плохо. Максимум - почти безэмоциональные строки в твиттере "в последнее время я плохо сплю". Максимум - "in the hindsight, I should have never called her". Одна-единственная строчка, которая отражает бездну безысходности и чувства вины, которое его, по всей вероятности, потом и доломает.
Everything is fine. В отеле, когда впервые Джессика спрашивает у него, не было ли у него кошмаров или провалов в памяти или каких-то траблов, что врёт ей Джей? Правильно, это самое.
Jessica: "Have you been feeling alright?"
Jay: "Yeah, why?"
Jessica: "Nothing's up?"
Jay: "I mean, I haven't been sleeping that well, but I never sleep when I'm in hotels."
Jessica: "You haven't been having any kind of, like, memory loss or anything, have you?"
Jay: "No."
И эту линию поведения он собирается зачем-то гнуть до последнего. Пока Джессика сама не приходит и не выкладывает, насколько всё не в порядке с ней - заключая по косвенным признакам, что Джей врёт всё-таки.
Имитируй благополучие он чуть лучше... Будь Джессика менее настойчивой в своих попытках рассказать, что что-то не так...
Да они могли ещё сколько угодно жить бок о бок и не знать, что у человека за стенкой точно такая же проблема.
Ну, оставим пока Джея. Возьмём Брайана.
Брайан у нас стэпфорд смайлер.
НЕ улыбающимся мы его видим по всему сюжету, кажется, только один раз - непосредственно перед нападением Оператора.
До этого...
Плохо, неуютно, дискомфортно, скучно, Оператор наблюдает, Алекс со своим глупым сценарием заставляет (иногда в далеко не самом приятном авторитарном тоне) прогонять один и тот же дубль по двенадцать раз - Брайан будет улыбаться всё равно. Даже если коряво, даже если кое-как - это явно уже на уровне рефлексов. А ещё очень типичное для изначально социально неадаптированного чувака, который специально и сознательно воспитывал в себе умение общаться - "в любой непонятной социальной ситуации улыбайся. на всякий случай".
То, что там всё ещё более непросто, чем можно вывести из стэпфордсмайлерства, мы узнаем позже - не зря всё-таки второй личностью Брайана является Худи во всей своей многогранности.
На данный момент за основную теорию сущности Персон faulpelz и мной принята такая:
Персона - это вторая "защитная" личность, которая образуется при воздействии Оператора и проявляется потом при его появлении (Худи, вероятно, как-то удерживается в таком состоянии перманентно, чтобы не терять контроля над ситуацией). Персона обладает некоторым иммунитетом к влиянию Оператора и содержит в себе вытесненные в дальний ящик "нежелательные" качества личности, а также болезненные воспоминания. Что-то вроде Тени по Юнгу или Фрейду. То, что было подавлено, чтобы казаться нормальным членом социума и делать вид, что everything is fine. То самое Not fine, которое нужно было прятать от остальных, чтобы они не посчитали тебя психом, с которым нельзя водиться. Чтобы найти себе хоть какое-то место в обществе нормальных ("нормальных"?) людей.
Совсем не зря маска Худи представляет собой очень печальную физиономию. В то время как Брайан улыбался постоянно. Даже под этой маской. Даже умирая. Даже будучи мёртвым.
О прошлом Брайана известно немногое. Наверное, примерно столько же, сколько о прошлом Джея - то есть, собственно, ничего. Мы знаем, что за Алексом и Тимом Оператор следил с детства, и знаем, что он следил за Джессикой. Джей... Джей, наверное, тоже не зря вырос таким замкнутым и необщительным человеком, который не хочет или не может рассказывать ничего о себе. Скорее всего - в своё время, ещё в детстве, тоже обжёгся на разговорах о кошмарах и следящем за ним Операторе, и в итоге замкнулся. О чём-то таком свидетельствует и тот факт, что он как-то подозрительно спокойно воспринимает наличие на плёнках Алекса потусторонней хрени. Она не ломает ему мировоззрение, как должна была бы сломать человеку, который до данного момента не знал о существовании чего бы то ни было сверхъестественного и столь кошмарного, как Оператор.
Я думаю, вполне можно экстраполировать тенденцию и на Брайана.
Особенно если учесть, что в итоге именно Худи выглядит наиболее осведомлённым, наиболее приспособившимся к жизни под Оператором. Тоже не зря, наверное.
Итак, имеем ещё одного everything is fine.
Дальше у нас есть Алекс. Алекс, который врал своей девушке, что у него всё в порядке и он сейчас укладывается спать в собственную постель, в то время как находился от дома весьма далеко и где-то рядом шастал Оператор. У которого под окнами бродило существо, криповое до такой степени, что одно его присутствие выносит мозг и психику напрочь - а потом оно бродило не только под окнами, но и в его доме, в его спальне в его кровати. Что делает Алекс? Алекс отчаянно параноит, судорожно снимает каждый свой шаг на камеру, чтобы сохранить хоть иллюзию контроля, спит вполглаза полтора часа в сутки, срывает расшатанные до крайности нервы на друзьях и знакомых... и ничего никому не говорит. Не говорит до самого конца, даже съехав из обсаженного Оператором дома к Брайану. И когда, судя по всему, принимает решение справиться с ситуацией, взять её под контроль - пусть оно и касается остальных, он принимает это решение в одиночку, и в одиночку же его воплощает. Никого, разумеется, не поставив в известность. Ни к кому не обратившись за помощью. И самомнение, которое, видимо, является неотъемлемой частью его личности, не улучшает ситуацию нисколько
Но король "у меня всё в порядке" в этом сюжете не Джей, не Брайан и не Алекс. Однозначным победителем в этой номинации является Тим.
У Тима подобие нормальной жизни появилось совсем недавно. Большую часть жизни он провёл по психбольницам, будучи запертым наедине с Оператором и накачиваемый веществами. Сперва его совершенно правдивым рассказам о том, что он видит, никто не верил (чего только дети не придумают, чтобы обратить на себя внимание...) - а когда поверили и увидели в этом проблему, то недолго думаючи сдали его в психушку (потусторонних существ ведь не бывает, верно?)
В принципе, выходит, что среди всех остальных героев он сопротивлялся и стоял на своём до последнего. Там, где остальные давно уже поняли, что разумнее молчать и делать вид, что ничего не происходит, и тогда сможешь хоть как-то вписаться в общество - он утверждал, что всё-таки ЭТО видит. С другой стороны, неудивительно - скорее всего, именно его Оператор преследовал с детства наиболее интенсивно... Но возможно, причина всё-таки в том, что он хуже всех умел имитировать everything is fine, молчать о том, что видит, чтобы не выглядеть ненормальным?..
И именно это вышло ему боком. И тогда, когда остальные кое-как налаживали социальные контакты и жили более-менее нормальными жизнями, он на стенку лез в "одиночке", накачиваемый лекарствами до одурения, лишь бы он замолчал, перестал нести бред и вёл себя, как послушный мальчик.
В итоге залечили совершенно здорового человека и убедили его в том, что он псих и ему действительно надо лечиться. Выпей таблеточки, и всё пройдёт. Не поможет одна - выпей десять. Двадцать. И продолжай верить в то, что они помогают, и что ими что-то можно исправить.
Неудивительно, что он потом цепляется за эту самую "нормальную" жизнь крепче всех, зубами и ногтями, замалчиванием и враньём, кулаком в рожу - всем, чем потребуется. В конце концов, у неё его не было, а это всё, чего он хотел.
А теперь на минутку представим, что, например, ещё в начале знакомства Брайан вдруг решил прощупать почву и поинтересоваться у друга, не было ли у того таких же симптомов, как у него. Разумеется, двадцать раз обжёгшись, никто здесь начинать откровения первым не собирается. Задать вопрос "слушай, у тебя всё в порядке? никаких эмм... галлюцинаций, кошмаров, провалов в памяти, странностей в твоей жизни не было?" - возможно.
А теперь вспомним, как на этот самый вопрос отреагировал в своё время Джей, у которого это было.
Он ушёл в глухой denial.
Но этот denial, полагаю, не шёл бы ни в какое сравнение с denial'ом Тима, который бы в этом услышал не "слушай, может, у тебя такая же проблема, как и у меня?..", а "чувак, а ты не псих случаем?".
Да, конечно. Так он и признался. Особенно если учесть, что в медзаведении в его голову уж наверняка вбили, что он один такой вот ненормальный (ну и прочие фрики, которым место в палатах для помешанных), а у людей, которые живут в социуме, легко заводят друзей (да, даже такого чудика с напрочь отсутствующими социальными навыками) и занимаются обычными подростковыми делами - уж точно всё в порядке. (А как оно может выглядеть не в порядке, если Брайан так старался улыбаться и быть приятным для общения человеком?)
Да Тим бы, наверное, в такой глубокий denial ушёл, что даже если ему кто-то прямо рассказал бы, что "ой, а я видел безлицего чувака, он у меня под домом ходил, вы не знаете, что это может быть такое?" - он бы отрицал свою причастность до последнего (снова вспоминаем Джея). Потому что - только бы не опять, когда хоть что-то в жизни немного наладилось. Хотя бы с виду. Хотя бы чуть-чуть.
Худи потом приходится из него буквально клещами вытаскивать признания в том, что в его жизни не всё нормально. Что в его жизни была психбольница, и Оператор, и потери памяти, и бегание по ночам с маской на лице и непонятными целями (что уж точно не входит в повседневные активитиз среднестатистического гражданина). Причём попутно Худи ему конкретно так оттаптывает больное (недоверия и обвинений во вранье Тим и так уже получил с лихвой).
И это неудивительно, если учесть, что вывод "нужно молчать и делать вид, что ничего не происходит" достался Тиму дорогой ценой, куда дороже, чем остальным - за свои попытки подать голос и высказаться о проблеме он огрёб совершенно непропорциональное наказание.
Все огребали, полагаю, так или иначе. Недоверие окружающих, отчуждённость, проблемы с налаживанием контактов, порицание и т. д. и т. п.
Но Тиму за его упрямство, сильный характер и умение отстаивать себя и бороться за свою личность хуже всех досталось. Жизнь преподала ему урок, и он вынесенному из этого урока материалу до самого конца и следует. До конца врёт и замалчивает, и пытается отсечься от той части своей личности, что с пережитым пиздецом связана - от Маски.
И к Худи заодно относится со всевозрастающей враждебностью: мало того, что тот тырит драгоценные таблетки и пытается вернуть в жизнь Тима то, от чего тот так старался избавиться, - так ещё и лжецом обзывает! (и даром, что заслуженно; негатив на этом слове для Тима уже завязан такой, что ой-ой-ой).
Куда ни кинь, везде клин, короче.
Ну и вот я сейчас думаю - ну реально ведь ситуацию можно было бы спасти или хотя бы сделать не такой пиздецовой, если бы герои рассказали друг другу о том, что у них траблы. Одни и те же траблы, совместные, и их надо вместе решать. А не бить втихаря друг другу по башке арматуринами из самозащиты или благих побуждений. Объединиться, выложить друг другу всю информацию... тут бы каг бэ и вопросы насчёт того, чья это вина, пропали бы - потому что ну не может никто из них быть единственным источником проблем и единственным виновником, если у каждого были траблы ещё раньше, задолго до того, как жизнь их свела вместе. И всё стало бы гораздо менее беспросветно.
Но фигня, пожалуй, в том, что само наличие Оператора в их жизнях с самого детства научило их молчать и делать вид, что Everything is fine. Никому не доверять, не просить помощи, пытаться справиться со всеми проблемами самостоятельно. Никому ничего не говорить, чтобы не показаться странным, чтобы от тебя не отказались, чтобы тебя не исключили из социума, не изолировали и не сделали твою жизнь невыносимой.
Ну и в итоге - у всех всё плохо, но каждый делает вид, что всё нормально, и каждый думает, что всё плохо только у него, а у остальных зашибись всё. Что он один, что его не поймут и над ним в лучшем случае посмеются, а в худшем - он потеряет даже то, что имеет, если раскроет рот и заикнётся о том, что его беспокоит.
Ну и дальше именно по этой дорожке всё и покатилось...
И, пожалуй, ситуация даже не смогла бы развиться никак иначе - потому что предпосылки для пиздеца были заложены ещё в самом-самом начале, до всего, годы назад, по дефолту. Сама природа человеческого общества и человеческой личности, в которой заложено стремление быть принятой этим обществом, обусловила такое развитие ситуации.
Всё получилось само. Надо было только добавить в это уравнение наличие Оператора (ему даже ничего делать не пришлось! ему достаточно было просто быть) - и свести людей с одной и той же проблемой вместе...
Кромешный пиздец начинает вытекать из завязки совершенно закономерным и естественным способом.
И поэтому в "МХ" так сильно чувство тлена и безысходности.
Потому что.