Я ещё не закончила проходить
"Эмпирей" в третий раз, а у меня что-то уже нет никаких моральных сил. Причём не только на него, а вообще на что бы то ни было, включая нон-фикшен.
Проходить за ГГ-мудака ужасно. >__<
Гораздо хуже, чем читать книгу про ГГ-мудака, потому что в интерактивном фикшене гораздо сильнее ченнелишь внутренний мир персонажа через себя - даже сильнее, чем когда книга написана от первого лица. Потому что в книге ты всё равно только наблюдатель, даже если наблюдаешь глазами ГГ и из его мозгов; в интерактивных новеллах у тебя есть выбор, и при наличии эмоционального включения в происходящее нужно с головой погрузиться в образ мышления ГГ и в то, что он (или она, или оне) чувствует. Всерьёз поверить в правильность того, что ты делаешь, в то, что
иначе никак - чтобы совершить именно тот выбор, который совершил бы ГГ, а не свернуть в последний момент на что-то, что тебе самому кажется правильнее или было бы комфортнее. Всё это вызывает какой-то жуткий когнитивный и этический диссонанс, и что самое стрёмное - даже вне "погружения" не всегда получается сразу разделить своё отношение к чему-либо и отношение ГГ. Я редко перепрохожу интерактивные новеллы, и для меня стало открытием то, что прохождение за разных личностей может менять
твоё собственное отношение к другим персонажам истории. Отчасти причина в том, что к ГГ, который относится к некоторому персонажу плохо, и соответствующий персонаж тоже будет относиться не слишком хорошо и демонстрировать, возможно, свои не самые лучшие стороны; но дело явно не только в этом. По "Эмпирею" это видно особенно чётко, потому что автор тут явно выложился на героях истории, и они ощущаются не как NPC, а как
личности, которые действуют в происходящих событиях со своей мотивацией и со своими судьбами за плечами, и чей мир вокруг ГГ не вертится, хотя реагировать на него (неё, нех) они могут очень даже живо. То есть, герои остаются от прохождения к прохождению теми же личностями, хотя путь, по которому они пойдут, в некоторых случаях может сложиться как реакция на действия ГГ. Стрефона, который, зараза,
сложный, можно добесить до того, что он дойдёт до ручки даже сильнее, чем обычно, а если обеспечивать ему моральную поддержку и, хм, некий ориентир, за который можно зацепиться - вполне способен перенаправить свою импульсивность в конструктивное русло и не творить хрень в ТАКИХ УЖ масштабах. Но энивей, они, тем не менее, являются, хм,
consistent - но моё, вот лично моё отношение к ним в процессе трёх прохождений менялось, и отнюдь не только потому что со временем они раскрывались со сторон, которые я за ними раньше не наблюдала. И от этого как-то... некомфортно.
читать дальшеВпрочем, о некомфортном - оставлять Уэш (девушку-техноМаугли) на смерть было некомфортно, и убивать Стрефона было некомфортно. Причём некомфортно - это очень мягкое слово, и именно на этом моменте я вывалилась из эмоционального включения в ГГ. Я мозгами понимаю, что дальше у него интенсивная внутренняя драма, что для него это убийство - так, проходной эпизод, что самое главное для него, кульминация его собственной истории - начинается дальше, когда он встречается с отцом. Что сейчас у него бездна эмоций и должен быть брейкдаун, что всё, чего он хотел и к чему стремился, разрушилось, и пока непонятно, что вырастет из этих руин; он всю свою жизнь стремился продемонстрировать себя отцу с лучшей стороны, хотел быть принятым, хотел, чтобы им гордились; на протяжении всех событий истории найти отца, снова быть для него полезным и заслужить его похвалу было почти единственной мотивацией. Всё остальное - средства этого добиться; он выворачивался наизнанку, пытаясь стать тем, кто нужен отцу. И вот выясняется, что всё напрасно, что его не примут всё равно, что он - разочарование, что он никогда не поймёт Высокую Цель отца, и что ему никогда не будут доверять; и за время всех произошедших событий ГГ не нашёл другой опоры (других целей и других людей, на кого можно равняться), как сделал мой первый ГГ, Мариус, и не стал самодостаточным, как моя вторая ГГ, Табита, сумевшая повернуть обиду и разочарование в конструктивное русло. И вот я мозгами понимаю, что всё это - тот ещё пиздец и должно быть совершенно опустошительно для внутреннего мира ГГ, но не могу этого прочувствовать, потому что после убийства Стрефона всё кажется не имеющим никакого значения. =\
И при этом я каким-то странным образом понимаю, что Стрефон, в принципе, сам нарвался. В своё время он чуть не пристрелил ГГ из-за своих представлений о том, что это должно спасти город - когда ГГ лично ещё не успел ему толком насолить, и когда ещё существовали десятки более адекватных вариантов поведения. Понимаю, что ГГ вообще не за что к нему положительно относиться; понимаю, что, по-хорошему, Стрефон даже опасен, потому что по жизни вообще почти не выходит из состояния, в которое люди впадают только от полного отчаяния и когда им уже нечего терять - хотя у него есть, что терять, и хотя на нём лежит ответственность, и хотя у него была куча других рычагов воздействия на ситуацию, менее экстремальных. Но блин. Всё равно, блин.
И в итоге, несмотря на сломанную механику и кучу объективных недостатков (особенно заметных в сравнении с моим любимым "A Study in Steampunk: Choice by Gaslight", с которым он делит много общих черт и поднимает много общих тем, но на гораздо более низком уровне), "Эмпирей" однозначно входить в мой личный топ - где-то наравне со второй частью "Choice of Deathless" или даже выше; и кстати, прохождение "Choice of Deathless" тоже было, хм, mortifying. Потому что моя ГГ весь сюжет забивала на совершение меньшего зла ради большего блага в надежде, что всё как-нибудь разрулится, в итоге найдётся компромисс, удастся всё провернуть так, чтобы и овцы сыты, и волки целы (и кстати, в случае с дамбой ведь получилось!) - а оказалось, что хрен. И что она не только виновата в том, что отказалась в своё время принимать ответственность за сложные решения - но и помешала своими действиями что-либо разрулить тем людям, кто был на необходимые меры готов. И это было совершенно ужасное ощущение, но при этом ты понимал, что то, что всё вышло именно так - правильно, закономерно и справедливо. Перед тобой стояла жёсткая реальность: запаса воды на всех не хватит. Взять её неоткуда. Нужно решать, кому она пойдёт, всё. Если делить на всех, не хватит никому. Ты можешь сделать то-то и то-то, чтобы уменьшить жертвы, можешь найти дополнительные источники - но этого всё равно будет недостаточно. Что-то придётся решать. А ты отказалась, надеялась на чудо, на Deus ex Machina, на авось - и вот, пожинай плоды. Потому что чуда и Deus ex Machina не было. Только последствия твоих решений - и всё.
И это было ужасно, очень болезненно, жёстко - и неебически круто. :0