Пересматривали мы с бро "Хоббита", и я потом что-то задумалась: а космическую АУшку по Толкину вообще можно?..
Пришла к выводу, что сложно и вряд ли. И совершенно зря, потому что на следующий день вспомнила, что не только можно, но я ещё и её читала, и мне ведь понравилось, как я могла забыть-то?..
Причём ни много ни мало, а авторства Пэт Мёрфи (в некоторых переводах - Мэрфи), чьему перу принадлежит книга, которая в определённый период моей жизни была одной из любимых, "Город несколько лет спустя" ("The City, Not Long After") - постапокалиптический хиппи-weird fiction. А ещё автор много раз номинировалась на премии "Локус", "Хьюго", "Небьюла" и некоторые другие, и стала лауреатом некоторых из них. :3
Книга, о которой я веду речь, в оригинале называется "There and Back Again by Max Merriwell", но найти её почти невозможно из-за того, что её издание и продажа вскоре после написания были признаны незаконными из-за тёрок с правообладателями. Зато-о, можно очень легко найти её в русском переводе под названием "Норбит, или туда и обратно", и это теперь практически единственный способ к ней приобщиться. Так что это повод порадоваться знанию русского языка. Не знаю, как бы мне она пошла сейчас, всё-таки читала я очень давно - но когда-то она принесла мне массу удовольствия. x)
Кстати, ещё про одну вещь, которую я уже было отчаялась найти в оригинале: я уже пару раз упоминала в дневнике сборник "Sherlock Holmes in Orbit". И, когда я упоминала его в последний раз, я бы его, наверное, уже могла заполучить! Потому что несколько месяцев назад случилось его переиздание - по крайней мере, в электронном формате. Я недавно получила возможность приобщиться, этой возможностью воспользовалась... начала с рассказа "Holmes ex Machina" авторства Susan Casper...
...и на этом моё приобщение пока закончилось, потому что рассказ unsettled the shit out of me. :0
Вкратце содержание:
читать дальше
ГГ по случайному совпадению обстоятельств зовут Джон Уотсон, и он со временем заинтересовался книгами, в которых одним из главных действующих лиц является его тёзка и однофамилец. Книги Конан Дойля Джону нравятся, и однажды ему приходит в голову мысль перевести их в формат голографического фильма (основного визуального медиума для фикшена на тот момент). И однажды он эту мысль воплощает в реальность, воспользовавшись суперсовременной программой, "конвертирующей" художественный текст в трёхмерную визуальную среду, где режиссёр может взаимодействовать с героями, как мог бы с реальными актёрами, и побуждать их отыгрывать нужный ему сюжет. Который потом запечатлевается, как запечатлевались раньше на плёнку кинофильмы, и может уже быть распространён на аудиторию.
Звучит это всё неверибельно, конечно - и ещё более неверибельно звучит то, что происходит потом. Программа, "просканировав" сборник рассказов о Шерлоке Холмсе, создаёт его трёхмерную копию. Которая не только выглядит, как Шерлок Холмс, но и ведёт себя, как он, обладает его знаниями и умениями, его способностями к наблюдению и деланию выводов, его мышлением. Короче, реагирует на внешние раздражители точно так же, как среагировал бы Шерлок Холмс. Ну то есть, создаёт полноценного, явно осознающего себя - а не только имитирующего человеческое поведение - разумного ИИ. Который, разумеется, не понимает, что он - искусственный, и что вокруг него - виртуальное пространство, и что человек, с которым он общается (ГГ) - обладает возможностью приостановить или отключить его в любой момент. Рассказ короткий, и в течение его нам в основном показывают, как Шерлок Холмс наблюдает то, что ему предоставляют в его виртуальное пространство (ГГ использует его, чтобы раскрыть дело пропавших с его стола материалов) - и делает выводы, которые в большинстве своём оказываются неверными, потому что за прошедшее с написания книги время обстоятельства жизни людей и их быт очень изменились. И всё равно он проявляет себя, как очень умный, здравомыслящий и умеющий ориентироваться в необычных обстоятельствах человек, не теряющий присутствия духа и веры в свои способности, и всё-таки раскрывает дело. Даже с учётом того, что в его годы не существовало ни предметов, которые попали, ни предназначения, которое они выполняли, ни вещи, которая была использована как орудие "кражи".
Ну а в конце его отключают.
И с одной стороны, как я уже говорила, совершенно неверибельно, чтобы ИИ такого уровня могла создать программа за полчаса на основе описательного художественного текста, какой бы продвинутой она ни была, - а с другой стороны, всё равно очень грустно и disturbing. Особенно на контрасте с тем, что для ГГ это всё было просто развлечением, поиграться и выключить, и вообще он нашёл ситуацию, когда Шерлок делал логичные, но неверные выводы из-за своего незнания современных реалий, довольно забавной. :0
Кстати, ещё немного про людей и ИИ. И AI-Person hybrids.
Я вчера почти случайно наткнулась на совершенно замечательный текст по фэндому, о котором не имею почти никакого понятия, про героев, которых я не знаю (и даже не видела, как они выглядят), и про события, представление о которых у меня отсутствует. The Ghost and the Machine авторства Dien. Я читала как ориджинал - и чёрт возьми, этот текст очень крутой. Мне даже работы cleanwhiteroom вспомнились, особенно Force over Distance. Как если бы мы воспринимали некоторые события оттуда не с точки зрения полковника, а с точки зрения Николаса Раша.
Повспоминала, поскорбела.