Кажется, я нашла верный способ определить вещь, до которой ты ещё не дорос на момент, когда к ней приобщался.
Вот по "Ложной слепоте"/"Blindsight" Питера Уоттса это
очень хорошо видно.
Главный признак состоит в том, что когда только завершаешь чтение/просмотр, тебе произведение кажется совершенно потрясающим и восхитительным, шедевром, пробравшим до глубины души и ума. И потом, с течением времени, вот это ощущение трепета перед тайтлом и любви к нему практически не исчезает.
Зато стираются из памяти детали. Очень.
Когда я читала "Ложную слепоту" (и непосредственно после прочтения), у меня было ощущение, что это одна из лучших книг, которые я в своей жизни вообще читала. Я совершенно точно знала, что она невъебенно крута.
Собственно, у меня и сейчас такое ощущение.
И при этом уже по прошествии совсем небольшого времени я совершенно не могла вспомнить, что же в этой книге было. Контакт с алиенами... какие-то очень-очень смутные обрывки образов, которым я не могу найти места в общей картине произведения... какой-то не совсем обычный ГГ, причём я даже не могу вспомнить, что в нём необычного... я не помню практически ничего. Ни сюжета, ни героев. Практически ничего из происходивших событий. Практически никого из действующих лиц. Мутная пустота на месте того, что в моём внутреннем мире определено как что-то очень важное и значимое, как что-то сильное и прекрасное, как что-то, что содержит в себе ценнейшую информацию. Как что-то, очень любимое. Я чётко
знаю, что люблю это вещь. При этом я абсолютно не помню, за что. Не помню, что в ней было такого, что меня впечатлило.
Верный признак того, что во время чтения ты уже был на уровне, достаточном, чтобы осознать величие того, к чему ты приобщаешься, - но совершенно не обладал ресурсами, опытом, знаниями, чтобы это нормально обработать и усвоить. Чтобы сделать информацию, содержащуюся в произведении, частью своего внутреннего мира. Эффективность интеграции произведения и опыта, которое оно содержит, едва выше нуля. Этого достаточно, чтобы проникнуться тёплыми и даже весьма пылкими чувствами - но недостаточно, чтобы оно действительно стало частью тебя.
читать дальшеЕсли спросить у меня, какая визуальная новелла у меня любимая, я немедленно отвечу, что Area-X. X-Note, первая часть серии X авторства zeiva - тоже, но в меньшей мере. Area-X и X-Note - единственные ВН, кроме коротенькой "Иерофании", где я прошла все роуты, открыла все концовки и вышла на тру-энд. Где ознакомилась со всем материалом. И я более-менее помню паззловость и майндфаковость сюжета Area-X, некоторые из основных big reveal'ов, неплохо помню труЪ роут, особенно ближе к финалу, прекрасно помню помню все свои мысли насчёт Ферима и то, как рыдала в конце.
Но вот большую часть сюжета и множество подробностей - я не помню вообще.
Причём я даже не осознавала, насколько я ничего не помню, пока не зашла вчера случайно на страницу Area-X на тивитропах и не заглянула под спойлеры.
А там - меняющие ВСЁ, переворачивающие восприятие происходящего с ног на голову сюжетные откровения и подробности о личностях героев, и... Я НЕ ПОМНЮ НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО. Я не могла этого не читать, я не могла этого не видеть, я прошла все роуты, чтобы выйти на труЪ, я познакомилась со всеми героями и их бэкстори, я видела весь сюжет, у меня на руках были все ключи и все части паззла - И Я НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО НЕ ПОМНЮ. Только какие-то очень-очень смутные образы, когда меня тивитропы тыкают в них носом.
И что самое стрёмное... Я хотя бы смутно, но помню, что представляют собой пятеро из ГГ. Насчёт кого-то больше, насчёт кого-то - меньше. Но что-то помню.
Бельфа, который играет очень важную роль в сюжете и для которого я проходила роут с обеими концовками, и с которым, по идее, главная героиня постоянно общалась даже на основной ветке - я не помнила вообще. Только когда увидела посвящённый ему раздел на тивитропах, вспомнила о его существовании. Что там вообще был такой чувак.
И вот смотрю я на связанные с ним тропы, заглядываю под спойлеры - и просто не понимаю, у меня в голове не укладывается, КАК.
КАК.
КАК я могла пропустить мимо радара героя, с которым было связано такое вот.
Начать уже с того, что чувак - стэпфорд смайлер, а уже давно мой алгоритм приобщения к практически любому тайтлу выглядит как
1. Найти в сюжете стэпфордсмайлера.
2. Узнать, what is their deal.
3. СТРАДАТЬ.
Не то чтобы я специально, но серьёзно, именно так и выходит. Я могу уже мемуары писать на тему "Герои-стэпфордсмайлеры в моей жизни". Лайк, сириосли.
И вот в ВН, которую я воспринимаю как свою любимую, есть герой, который единственный из всего каста улыбчивый няшка зараза - а я его НЕ ПОМНЮ. Вообще не помню.
Но ладно это. Ладно. Но остальное...
Где.
Где были мои глаза.
Где были мои мозги.
Где было моё всё.
Почему меня это не впечатлило.
Почему вещи, которые даже в сжатом до пары фраз информативном виде на тивитропах сейчас для меня speak volumes, когда-то мне ничего не говорили? Настолько, что я их даже не запомнила?..
Это... стрёмно.
Я понимаю, почему именно сейчас мне сюжетный заход "в сущности, очень неплохому, сочувственному и доброму чуваку искусственно и целенаправленно путём эмоционального и мей би физического абьюза деформировали психику так, чтобы вылепить из него что-то, умеющее сознательно причинять вред другим людям" болезненно прилетел под дых.
Но блин.
Вот это ощущение, что ты при этом присутствовал, ты в каком-то смысле через это прошёл (или по крайней мере должен был), что у тебя была сильнейшая эмоциональная вовлечённость в эту историю, что ты ценил каждую фразу - иначе бы ни за что не хватило усидчивости пройти всё и ты не считал бы её уже три с половиной года любимой... И при всём при этом ты каким-то образом всего этого не заметил, не воспринял, не придал значения, не запомнил?..
Нет, это определённо стрёмно. =\