Вообще потрясающе, насколько объёмно и по-новому раскрылись некоторые герои в Holiday Star. На ТруЪ-роуте первой части Хатофул замечательный рост личности продемонстрировал Сакуйя. спойлер В Holiday Star он оказался задвинут на второй план, плюс развитие характера из-за альтернативности происходящих событий откатилось обратно. Мы видим его версию из начальных роутов, undisturbed. Ну и каг бэ, в общем-то, пофиг. Потому что было откровенно не до него.

Я и на ТруЪ-роуте Хатофул отметила, что Юйя клёвый и умница, хотя казалось бы, и прониклась к нему симпатией (что сделало произошедшее с ним на роуте Шуу болезненным вдвойне, ахем). Но. Это просто и в сравнение не идёт с тем, насколько он охуенный в Холидей Стар.

несколько абзацев разглагольствований по тайтлу, которые внезапно перешли в общие рассуждения о научном подходе к изучению действительности, ололо

Это, кстати говоря, как раз та позиция, из-за страха перед которой люди иногда с осторожностью относятся к науке, к рационалистическим (образца Элиезера) течениям мысли, к философии утилитаризма. Очень многим ошибочно кажется, что в погоне за познанием (и, как продолжение темы, в стремлении к усовершенствованию) "настоящий учёный"/человек, руководствующийся рациональным подходом, будет игнорировать морально-этический аспект вопроса и предлагать наиболее выгодное в численном эквиваленте решение, не принимая во внимание психическое благополучие людей, вовлечённых в ситуацию, и считая соображения морали незначимыми. И вот этот страх на самом деле не имеет под собой практически никаких оснований. Единственное, что действительно так - это то, что в рассмотрении щекотливых в морально-этическом отношении вопросов нет запретных тем. Обсуждать можно всё, социальные табу в этом плане сняты. И иначе никак, если хочется сделать рассмотрение чего-либо эффективным и по возможности уменьшить искажения, вызванные сиюминутными культурными установками. Но. Ни о каком игнорировании того, что человек - существо, обладающее эмоциями, способное к сочувствию и уже на биологическом уровне запрограммированное на сотрудничество с себе подобными, созидание и желание делать хорошо (см., например, "Эволюцию кооперации и альтруизма: от бактерий до человека" А. В. Маркова), речи не идёт. Речь идёт о том, чтобы разобраться, что действительно является благом в той или иной ситуации, и о том, как этого эффективнее достичь, учитывая имеющиеся обстоятельства и, насколько это максимально возможно, факторы, которые в этой ситуации в силе. А если кто-то пытается вычесть из всего этого сложнейшего уравнения что-либо и закрыть на это глаза, или не пытается вникнуть в значение какого-то из этих факторов - значит, его соображения уже заведомо не будут соотноситься с действительностью. А это противоречит одному из самых глубинных принципов рационализма. Наши представления о мире - карта, и стоит стремиться к тому, чтобы эта карта соотносилась с реальностью настолько близко, насколько это возможно. И не ради того, чтобы получить красивую и подробную карту, хотя этот процесс и может быть приятен сам по себе, и на красивую и подробную карту может быть приятно смотреть. Но сколь бы подробной и эстетически удовлетворительной ни являлась карта - главное в ней отнюдь не это. Главным мерилом качества карты является точность, её соответствие ландшафту - потому что карты нужны для того, чтобы ими пользоваться. Ориентироваться по ним в окружающем пространстве и знать, куда нужно идти, чтобы придти именно туда, куда ты хочешь, а не свалиться по дороге в пропасть или утонуть в болоте. Люди, которые сталкиваются с окружающим миром каждый день, не могут позволить себе роскошь повесить свою карту действительности на стенку и любоваться на неё, игнорируя её соответствие реальному положению вещей. Им по ней ориентироваться. Поэтому не слишком подробное, но по возможности правдивое представление о реальности гораздо ценнее, чем самая детализированная и красиво составленная выдумка, не имеющая с реальностью ничего общего - или лишь некоторые общие места, за пределами которых могут скрываться пропасти.

И морально-этические соображения, в том числе морально-этические установки, которые бытуют в том или ином обществе на том или ином его этапе развития, тоже являются неотъемлемой частью карты. И под ними неизменно есть та или иная почва. Другое дело, что необходимо разобраться, какая именно почва, и не стоит ли подкорректировать карту так, чтобы на ней яснее, чем раньше, было обозначено - твёрдая ли это почва, на которую можно опереться, или на самом деле болото под её видом (типа некоторых из "традиционных семейных ценностей", ололо).

Лол, почему псто по Хатофул превратился в панегирик рационализму? Наверное, из-за концентрированной конструктивности тайтла. Спрячу-ка я фэндомное под кат, а это оставлю снаружи.