Есть ещё один человек, который когда-то покинул дайрь и не вернулся, но, вопреки всему, жив и продолжает думать о мире и тайтлах в нём интересные вещи. Только, в отличие от меня, этот человек ещё и взял на себя труд письменно и в картинках изложить кое-что из этого. Я говорю о замечательной Мими Молох, которая раньше была на дайри под именем
No any name.
Мы немного обсуждали вещи (в основном – ритуал инициации в комиксофильмах, лол), и она прислала мне адское полотнище, посвящённое библейским отсылкам в DC – в основном, в мувивёрсе, фильмах Зака Снайдера.
Я увидела полотнище, неcколько, эээ, охуела от его масштабности и поняла, что ОНО НЕ ДОЛЖНО ПРОПАСТЬ. ЕГО ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ ЛЮДИ. ХОТЬ КАК-НИБУДЬ.
А поскольку Мими Молох возвращаться на дайрь и постить полотнище сама категорически не желала, я попросила у неё разрешения запостить его у себя.
И это разрешение она любезно дала.
Поэтому ниже будет оно. :3
Возможно, мне придётся разделить его на две-три части, если оно упрётся в лимит, плюс я пока не знаю, как именно буду вставлять иллюстративные материалы... Но оно должно быть в интернетиках, ящитаю. Любой ценой!
Всё, что ниже линии крестов – её слова, приведённые без изменений (я только оформила иллюстрации и ссылки).
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
К тому, что в DC нещадно эксплуатируют библейские (да и не только) образы, наверное, уже все привыкли. Но творение расширенной киновселенной вселенной DC побило просто все рекорды по этим отсылочкам. И с подачи прекрасной Zweelee я тут накатала не то, что простыню, а целый постельный набор про сходство жития Супермена-свет-Джор-Эловича и жития Иисуса Христа.
И речь пойдет даже не о явных вещах, вроде называния Супермена Богом или картины Лютора с ангелами и демонами. Нет, все немного глубже, но все же так на поверхности, что мне странно, как это вообще можно не увидеть (не отрицаю, что могу скатываться в СПГС, хотя очень, очень постаралась не). Да, надо заметить, что тут курится не непосредственно Кэмпбелл с его мономифом (потому как, естественно, Супермен не единственный, кто в мономиф укладывается лучше, чем беженец в чемодан), а курится именно сходство новозаветного Спасителя и Криптонского супергероя.
читать дальше
1. И так, начнем с самого рождения. Иисус появился на свет весьма и весьма необычным для Земли способом, и это даже не Шекспировский Макдуф, что «from his mother's womb Untimely ripp'd», нет, я о Непорочном зачатии. «Но, Кал Эл был рожден самым заурядным образом!», - возразит ваша память…. И будет не права, потому что на Криптоне все дети появлялись в Зале Зарождения, который выглядит приблизительно так:
картинки увеличиваются по клику
(Man of steel, 2013)
Кал Эл же пришел в мир естественным способом, да еще и вобрал в себя Кодекс регистра, где закодирован генетический шаблон каждого, кто должен родиться на Криптоне.
2. Счастливое детство Иисуса закончилось в тот момент, когда ранее славный полководец, а ныне не такой уж и славный царь Иудеи Ирод решил устроить кровавую баню Вифлиемским детям (тут хорошо бы вспомнить, что я рассматриваю не реальную фигуру Ирода I Великого, а библейскую историю Христа, на которой вырос практически каждый второй ребенок на Земле). Счастливое детство Кал Эл’а так и не успело начаться, поскольку ранее славный генерал, а теперь совсем уж отъявленный политический преступник Зод решает устроить геноцид «Дегенеративныи линиям крови» на фоне криптонского апокалипсиса. Посему обоим родители организуют успешный (Cito longe fugas et tarde redeas TM) побег. И да, тут акцент не на крушении цивилизации и планеты, поскольку апокалипсис в кинематографе, литературе и культуре последних десятилетий, как говорил Карлсон, дело житейское.
3. У Кларка, как у Христа, есть отец небесный (Джор Эл) и есть отец земной, простой плотник из Назарета... ой, простите, фермер из Канзаса. Причем, он осознает, что "истинный" отец - тот, первый, о чем даже прямым текстом говорит в "Человеке из стали" отцу земному: «Я не знаю, зачем вообще слушаю тебя – ты ведь мне не отец!». И это до того, как он нашел криптонский корабль. И именно от Джор Эл’а исходит его сила, именно он говорит о предназначении Кларка («они воспрянут за тобой», «они пойдут за тобой», «со временем ты поможешь им творить чудеса»), подчеркивает его двойственную природу: «Теперь ты такое же дитя Земли, как и Криптона. Ты можешь взять лучшее от обоих миров». И тут мы плавно подбираемся к событию, в христианстве трактуемому как одно из главных доказательств двух природ в Христе – Искушению.
4. Если какую-то часть истории Иисуса из Назарета можно было бы пропустить, то точно не эту. Согласно Евангелиям от Марка, Луки и Матфея, после крещения Христос отправляется в пустыню. Зак Снайдер предлагает нам как буквальную передачу этого образа:
width=1200"
(Man of steel, 2013)
так и более глубокую. Для Супермена что пустыня Гоби, что арктические льды, что родной Канзас – все едино, он может обходиться без воды, еды и даже интернета. А вот без атмосферы Земли… Поэтому встреча с Зодом состоялась на корабле последнего, с атмосферой Криптона внутри.
Искушает Зод по старой схеме: голодом, отказываясь предпринимать что-либо, когда тело Кларка отторгает тамошний состав воздуха, гордыней: «Твой отец был величайшим нашим ученым», «И теперь в твоих силах спасти то, что осталось от твоей расы», «чтобы Криптон снова мог жить – на Земле» и верой, предлагая ему изменить вере своего отца в людей и «очистив фундамент» (Зод и вовсе примечательный персонаж - хлебом не корми, дай устроить геноцид).
Надо отметить и визуальную составляющую этих искушений, которая очень перекликается с мотивами апокалипсиса и сошествия Христа в Ад.
(Man of steel, 2013)
Про визуальные отсылки и вовсе можно написать отдельный пост (и, надеюсь, что кто-нибудь во вселенной уже это сделал). Вот только посмотрите на этот кадр, где Снайдер поместил Кларка и витраж с изображением Христа рядом:
(Man of steel, 2013)
или другой, где Супермен возвращается на Землю в позе распятого:
(Man of steel, 2013)
И сцена поклонения, конечно же:
(Batman vs Superman: dawn of justice, 2016)
И нимб, чтобы наверняка:
(Batman vs Superman: dawn of justice, 2016)
5. Супермену по событиям «Человека из стали» 33 года.
(Man of steel, 2013)
6. Он совершает чудеса и несет свои идеалы в народ (а как журналист в "Бэтмене против Супермена даже пытается отграничить свои "заповеди" от неправильного понимания справедливости тем же Бэтменом), однако обычные люди не принимают его дары, и Кларка судят... Да, формально, его приглашают на заседание Сената «к диалогу», но все вокруг, да и сам Кларк понимают, что это судилище.
Официальный повод для осуждения Христа был для Синедриона в лжепророчестве (на основании слов Второзакония) и для римской власти – в притязании на власть в качестве Царя Иудейского, что, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. В многочисленных телепередачах, которые мы «подсматриваем» в «Бэтмене против Супермена» постоянно всплывает вопрос о политике Супермена, о его верности Соединенным штатам, а Уоллес Киф (тот самый парень, которого спас Брюс в начале фильма, пишет на статуе Супермена «Ложный Бог».
О, и вы помните, как кричала толпа «Распни его, распни его!»? Вот вам один из кадров, где измываются над чучелом Кента и кричат «Сжечь его! Сжечь его!».
(Batman vs Superman: dawn of justice, 2016)
ЧАСТЬ II (пункты 7-13)