понедельник, 23 июня 2014
Вот кусочек инфы про понятие "костяного дома". Очень неполный, но изложен куда лучше, чем смогла бы сейчас я, потому что мне ещё утрясать и утрясать это всё в голове. Выдержка из доклада под названием
"На пороге костяного дома" Николая Дыбовского, создателя игр "Мор. Утопия", "Тургор" и "Knock-knock-knock". Это очень важный кусочек инфы, к которому я буду не раз возвращаться в своих дальнейших постах, и потому он обязан быть здесь. Конечно, по сути, это пересказ одной из теорий (более чем подтверждённой доказательствами) из книги Проппа "Исторические корни волшебной сказки", и я могла бы пересказать и сама или привести цитаты оттуда, но так оно получится в куда более удобоваримом виде.
Правда, читая, следует делать скидку на то, что темой доклада было всё-таки утверждение возможности использовать произведения искусства в качестве "костяного дома", в частности - игр (всё-таки, Дыбовский ведь игродел), а мне та же самая информация нужна для других целей. Но изложено всё равно очень хорошо. Я потом, если осилю, на этой основе ещё поразбираю кое-какие вещи - как, зачем, почему и к какой системе, по моему мнению, это является составным элементом. Потому что, блин, оно ест мне мозг, и сегодня вновь принялось за него с умноженной силой.
читать дальше
"Почему доклад так называется? Глупое слово такое – доклад… ну, рассказ. Что это за Костяной дом? Я перескажу то, что я прочел в потрясающей книге, которую я всем вам, кстати, настоятельно рекомендую. Она читается бесподобно, хотя она такая, высокоученая. Это книга человека, которого звали Пропп. Он был литературоведом, и написал он книжку «Исторические корни волшебной сказки», где разобрал то, чем является столь привычная нам с детства сказка, любая, в общем-то сказка, «Гуси-Лебеди», «Кощей бессмертный» или «Марья Моревна»: что такое уход героя из дома, путь его, его прохождение сквозь избушку на курьих ножках, сватовство, удачная женитьба, загадки, которые ему задают, волшебные помощники, которые помогают ему на пути, и так далее. Пропп предложил гениальную, в сущности, вещь (он, хотя наш соотечественник… то есть хорошо, что наш соотечественник… он всемирно известный ученый, и его теория была принята всеми на вооружение, она не нуждается в том, чтобы ее доказывать). Пропп доказал, что сказка произошла из обряда инициации.
Что есть обряд инициации? Обряд инициации – это первобытное явление: человек – юноша, который по законам племенной морали еще не являлся полноценным членом общества – проходил страшный, жестокий и на наш современный взгляд просто несравнимо болезненный ритуал. В разных формах это было везде, от России, от Крайнего Севера до Полинезии, это всюду. Он уходил в лес, в лесу он попадал в некое образование, которое называлось «мертвый дом», или «костяной дом». Знаменитая избушка на курьих ножках – это тот же самый мертвый дом, и эта Баба-Яга, столь знакомая нам, довольно забавная – это мертвец, хозяйка потустороннего мира. В этом доме он умирал, причем умирал символически, его там страшно мучили, пытали, резали ножами… индейцы Северной Америки отличались особенно кошмарным образом в этом… Их там подвешивали под крышу, за ремни, проделанные из кожи, их жарили живьем. В общем, их убивали. Символическим образом убивали, после чего они, будучи [подчиненными] многочисленным табу, возвращались обратно в племя, и возвращались из этого дома уже охотниками, воинами. То есть в дом входил мальчик, там умирал мальчик, и там рождался воин. Ну, или охотник. Член племени.
Этот самый костяной дом – это миф. То есть такая важная структура, сквозь которую проходит человек, чтобы возродиться в новом качестве. Он проходил обряд. Это была игра. Все, что происходило там с ним – это была типичная игра, с ним играли в смерть. Его игровым образом убивали, его игровым же образом возрождали к жизни. И он возрождался лучшим, он был гораздо лучше, он был полезнее, он был нужнее, и в дальнейшем он – такая важная деталь – мог общаться с духами, совершать обряды. То есть он становился несколько ближе к миру божественному, он мог воспринимать после этого символического умирания и возрождения важные божественные истины. Так вот, инициация оставила след во всей нашей истории, она есть и сейчас, до сих пор, многочисленные институты нашего общества повторяют [инициацию]. Это сидит в печенках, в подкорке, они повторяют этот же обряд инициации, и это очень хорошо, потому что… знаете, я считаю, что любой человек стремится к лучшему, способен достичь очень высокой степени совершенства. И меня поддерживают многочисленные факты. Я сейчас не буду их приводить, ссылаться на первоисточники, я думаю, что многие из вас со мной согласятся. Естественно, этот путь проделывается не сразу, то есть люди, которые достигают просветления вдруг, в момент озарения – это редчайшие случаи. Я думаю, что в этом зале вряд ли найдется даже один или два таких человека… или, может быть, найдутся. Это путь постепенный, мучительный, он действительно постепенно проходит эти итерации, то есть это постоянная череда метаморфоз: умирает некий худший человек и вместо него появляется человек новый. Но у древних людей сознание было совсем иначе устроено, они воспринимали это через эту символическую смерть. Надо было зайти внутрь какой-то смертельной машинки, хижины, чтобы родиться там заново. То есть процесс воспринимался не последовательно, а все-таки раздельно".
@темы:
СПГС,
плоды чужого творчества,
диванная аналитика,
всякое