Вот чую посмотрю EMH и буду полотнища писать со сравнительным анализом ситуаций с Алексом, Эваном и Люком в Marble Hornets, EverymanHYBRID и "Locke & Key" соответственно. Потому что ну как-то уж очень ярко параллелится.
Все трое являются событийными центрами в соответствующих сюжетах. Все трое были в ядре компании друзей из каждого из соответствующих сюжетов, но при этом не тем человеком, который в ней является связующим звеном (Брайан, Винсент и Ренделл), а другом этого человека (формально, связующим звеном в МХ является всё-таки Алекс, потому что именно из-за его фильма все собрались, но фактически эту нишу занимал скорее Брайан; впрочем, в "L&K" тоже похожая ситуация, только наоборот... в общем, с некоторой натяжкой оно вписывается). В жизнь всех троих нежданно-негаданно без всякой их на то вины вошла потусторонняя хрень. В результате от рук всех троих умирали их друзья. Все трое были влюблены, и для их девушек это закончилось очень плохо. И при этом все трое были искренне хорошими чуваками, добронамеренными и ценившими своих друзей и человеческую жизнь в целом.
В общем, формально всё довольно похоже. Похожие предпосылки, которые привели к сходным же результатам.
А вот внутреннее наполнение ситуаций различается кардинально.
читать дальшеЭван убивает не по своей воле. По сути, убивает вообще не он, он является только беспомощным наблюдателем, запертым в собственном теле без возможности на что-либо повлиять. И если учесть, что именно творил ХАБИТ... =\ Мда. И фактор комплекса вины за происходящее тоже присутствует, куда ж без него: потому что всегда кажется, что будь сильнее, или упорнее, или приложи больше стараний - и удастся перебороть эту потустороннюю пакость. А если не смог, значит, слабак или плохо старался. Но всё-таки. Имхо, такой расклад всё-таки должен снимать хотя бы часть бремени с совести. Потому что, ну риальнэ, что может противопоставить человек сверхъестественному созданию, которое по дефолту его сильнее, потому что находится на совершенно другом уровне возможностей? При там варианте человек является стопроцентной жертвой, ну и как бы всё в целом довольно очевидно, хотя и в любом случае жесть.
А вот с Алексом совершенно другая ситуация. Он не находится под прямым влиянием Оператора, его воля не подавлена, никто не заставляет его убивать. Но он принимает это решение и претворяет его в жизнь, находясь целиком и полностью в здравом уме, отдавая себе отчёт о своих действиях, прекрасно осознавая, что делает. Потому что ТАК НУЖНО, потому что лучше так, чем пострадают десятки, сотни, тысячи людей, которые вообще не вовлечены в ситуацию. При этом у него нет даже стопроцентной уверенности, что он прав. Просто слишком безответственно надеяться на то, что ошибается - потому что а вдруг нет?
И вот в этом-то, имхо, самая жесть. Нечем себя оправдывать. Потому что САМ принял это решение, САМ совершил, и прекрасно об этом знаешь. Да, возможно, другого выхода не было - но в данных обстоятельствах это слабое утешение. А ещё в таком случае ты - не пассивный наблюдатель, а должен это сделать. Сам, от начала и до конца. И чувства потери и нежелания того, чтобы дорогие тебе люди страдали, это не притупляет ни разу.
И да, в этом случае чувак уже в равной степени и жертва, и злодей - совершается-то его поступок хоть и под давлением обстоятельств, но всё-таки по своей воле. Были варианты. Например, самоубийство или ничегонеделание. Да, вполне вероятно, они привели бы к последствиям куда худшим... зато у самого бы руки в крови не были, и не пришлось бы проходить через всё это.
Ох уж эти сомнительные морально-этические вопросы.
А в "Locke & Key" всё вообще интересно.
Изначально ситуация кажется очень похожей на ту, что произошла с Эваном: вселилась потусторонняя гадость, подавила волю хозяина тела и творит жесть с какими-то своими целями. Не совсем понятно, наблюдает ли за этим настоящая личность или находится в глубокой отключке, ну и всё на этом.
А на самом деле оказывается, что всё не совсем так. Вернее, совсем не так.
И что творил всю эту фигню Люк САМ, полностью осознавая, что делает, собственными руками, и что это были именно ЕГО мысли, и ЕГО намерения... единственное, что сделал паразит - это "rewired" him. Поменял полярность. То, что казалось Люку раньше противоестественным, недопустимым, невыносимым - приносило удовольствие. И наоборот. И поэтому чувак, который стремился всем помочь, всех закомфортить, разрулить неприятные ситуации в коллективе и сделать так, чтобы всем окружающим было хорошо и в какой-то конкретный момент, и вообще, быть собой, и который не выносил, когда кому-то плохо - устроил в итоге своим самым близким людям физическую и моральную жесть вплоть до летального исхода. Потому что САМ ТАК ХОТЕЛ. И одновременно хотел он именно так, а не иначе, именно под влиянием паразита.
Ну а потом - СПОЙЛЕР! паразита вывели.
Добро пожаловать в "Everything is my fault", dude.
В итоге в этом плане "Locke & Key" можно выдать медаль за оригинальность, но на мой вкус, ситуация в МХ выходит сильнее.
Хотя если брать произведение в целом, вероятно, "Locke & Key" > "Marble Hornets". Хотя сравнивать и сложно. МХ - единственный в своём роде, и для своего жанра он - нечто запредельное, зато "Locke & Key" имеет дело с очень широким спектром самых разнообразных вопросов, и делает это мастерски. Идейно "L&K" - одна из самых многогранных вещей из того, что я видела, а ещё она умудряется одновременно быть жёсткой, честной, бескомпромиссной (тут я увидела одно из самых честных и сильных разрешений "Sadistic Choice" - тропа, когда героя заставляют сделать выбор из двух альтернатив, обе из которых ведут к результатам хоть и разным, но одинаково плохим), - и очень, очень человечной, пронизанной искренней любовью к людям, самым разным (недаром одними из рассматриваемых проблем являются проблемы расизма и гомофобии). И финал, господи. Hearwarming, heartbreaking, и при этом - ungodly satisfying. Очень bittersweet, и какой-то очень правильный финал. Который не просто реалистичен, но и утверждает морально-этические ценности, с которыми сложно спорить, и которые проливаются бальзамом на измученную душу. В "МХ" с победой человечности как-то не сложилось... хотя тема в целом поднимается, конечно. Но человечность там или нет, а закончилось всё вот так, как закончилось, и концовка оставляет зрителя морально убитым, пусть и логично вытекает из всего происходящего в строгом соответствии с причинно-следственными связями. Концовка же "Locke & Key" приводит читателя в очень сложное эмоциональное состояние, которое я бы вообще охарактеризовала как "катарсис". Возможно, это слово слишком пафосное и громкое, но блин. Последняя глава была очень сильной, и там хватило всякого - но общий эмоциональный заряд её не был негативным, скорее наоборот, положительным. От "МХ" хочется обнять колени руками, уставиться в стенку и не вставать больше. От "Locke & Key" хочется одновременно плакать, улыбаться и пойти кого-нибудь обнять и сказать ему, что он хороший.