The act of observation changes the narrative
А у меня всё-таки обнаружился вывод вдогонку предыдущему посту. И касается он того, что обществом "ориентирование на принцип" и "ориентирование на последствия" не воспринимаются как равноценные и одинаково приемлемые, несмотря на то, что принадлежность к той или иной категории является неотъемлемой частью человеческой личности, и оба варианта являются одинаково естественными, полноценными и здоровыми.
Как я уже писала, решения людей, ориентированных на принцип, общепризнанно считаются более "моральными", чем решения людей, ориентированных на последствия, хотя это два разных способа восприятия морали, и один из них не может быть более "моральным", чем другой. Тем не менее, следование первому поощряется, а второму - зачастую осуждается, и люди, прибегающие к нему, часто считаются чёрствыми, бессердечными, неспособными к эмпатии, недобрыми, а в итоге - и плохими. Что неизбежно ведёт к внутреннему конфликту человека, к неприятию им себя, чувству вины, негативу по отношению к себе и прочим нехорошим вещам, которые сказываются на его благополучии и психическом состоянии отнюдь не положительным образом. К тому же, первым гораздо, гораздо охотнее прощают ошибки. И в итоге мы видим откровенную асимметрию и несправедливость по отношению ко вторым, которые обречены чувствовать дискомфорт, будучи просто-напросто собой.
Это ведь плохо, когда человек чувствует вину и может даже начать себя ненавидеть за то, что поступал естественным для себя образом в альтруистическом направлении, имея целью максимально возможное в той или иной ситуации благо?
Плохо, да.
Но парадокс в том, что если рассматривать эту ситуацию, ориентируясь на последствия, то выходит, что неизбежный душевный дискомфорт и все прочие негативные последствия для психики этой категории людей являются как раз таки необходимым злом для большего блага!
читать дальше
Как я уже писала, решения людей, ориентированных на принцип, общепризнанно считаются более "моральными", чем решения людей, ориентированных на последствия, хотя это два разных способа восприятия морали, и один из них не может быть более "моральным", чем другой. Тем не менее, следование первому поощряется, а второму - зачастую осуждается, и люди, прибегающие к нему, часто считаются чёрствыми, бессердечными, неспособными к эмпатии, недобрыми, а в итоге - и плохими. Что неизбежно ведёт к внутреннему конфликту человека, к неприятию им себя, чувству вины, негативу по отношению к себе и прочим нехорошим вещам, которые сказываются на его благополучии и психическом состоянии отнюдь не положительным образом. К тому же, первым гораздо, гораздо охотнее прощают ошибки. И в итоге мы видим откровенную асимметрию и несправедливость по отношению ко вторым, которые обречены чувствовать дискомфорт, будучи просто-напросто собой.
Это ведь плохо, когда человек чувствует вину и может даже начать себя ненавидеть за то, что поступал естественным для себя образом в альтруистическом направлении, имея целью максимально возможное в той или иной ситуации благо?
Плохо, да.
Но парадокс в том, что если рассматривать эту ситуацию, ориентируясь на последствия, то выходит, что неизбежный душевный дискомфорт и все прочие негативные последствия для психики этой категории людей являются как раз таки необходимым злом для большего блага!
читать дальше