И вот, значит, дошла я естественным образом до эпизодов 70А и 70B "Welcome to Night Vale", и помимо разнообразных эмоций у меня возникло в связи с услышанным много мыслей. Обычно, когда речь идёт о подобных ситуациях, основной диапазон моих мыслей находится где-то между "о господи, ну что же всё так плохо-то?" и "осторожно! стойте, не надо!.. а, чёрт...", и сопровождается желанием схватиться за голову или побиться ею о ближайшую стену. Ну, или уткнуться лбом в крышку стола и от неё больше не отлипать. Потому что у таких ситуаций есть несколько немаловажных особенностей:
а) из них нельзя выйти, никому не навредив;
б) в них нельзя найти компромисс, который бы всех устраивал, а попытки уравновесить ситуацию обычно приведут к тому, что плохо будет всем;
б) как минимум одна сторона приходит в ситуацию уже ментально покоцанной, и дальнейший вред может оказаться для неё фатальным... может и не оказаться, но;
в) как минимум одна сторона является искренне хорошим человеком, который, к тому же, на первое место ставит благополучие других людей, а не своё; высока вероятность, что таких сторон минимум две. Вполне вероятно - три. Скорее всего, все участники ситуации будут хорошими людьми, которые ни в коем случае не хотели бы никому навредить.
читать дальшеЯ говорю о ситуациях, где сама по себе потенциально травматичный романтический треугольник (в конце концов, человек - существо по большей части моногамное; ну или, по крайней мере, выросшее в культурных условиях, где моногамия железно считается нормой) осложняется тем, что один или оба его "угла" по каким-то причинам оказываются эмоционально зависимы от "центра". Ну то есть, как я уже сказала, сама по себе ситуация "треугольника" грозит неприятностями, но ещё большими неприятностями грозит ситуация, где для одного человека краеугольным камнем его психики, тем, за что он цепляется, становится другой человек. Потенциально - это беда, потому что очень шатко для одного и связывает руки другому, заставляя жертвовать собственным благополучием ради чужого и... не то чтобы совсем лишая выбора, но делая его выбором из двух зол ("быть несчастным, но полезным" или "сохранить себе психику и право на собственную жизнь - но отказать в поддержке, повести себя, как плохой человек, и вполне вероятно, позволить совершиться ужасному").
И если по отдельности "треугольник" и нездоровая зависимость одного человека от другого - плохо, то насколько же плохо и опасно, когда то и другое сочетаются!
Кстати говоря, романтические чувства вовсе необязательно тут должны объединять центр с обоими углами; вполне могут быть вариации, где человек романтически привязан к одному, но находится в отношениях не-романтической зависимости с другим, или если двое романтически привязаны к центру, а он ни к кому, но пытается дать им нужное, или если вообще никто ни к кому не привязан романтически, но по каким-то причинам оба эмоционально зависимых несут ущерб от попыток их совместить; в общем, вариантов может быть множество. И все они грозят целым спектром пиздеца для участников, начиная от неврозов и разрушительного чувства вины, и заканчивая клиническими депрессиями и суицидом. В "More Than This" Патрика Нэсса, который я читала недавно, всё обернулось едва ли не худшим возможным образом - "центр" сломался под двойным давлением чужих ожиданий, эмоционально зависимый (ГГ) окончил жизнь самоубийством, второму "углу" теперь с этим жить; да и "центру" тоже, зная, что его решение в итоге привело к смерти любимого человека. Стоит ли говорить о том, что читать эту книгу мне было тяжело и больно?
В Welcome to Night Vale к 70-му выпуску сложилась похожая ситуация. И да, там всё тоже весьма и весьма печально и болезненно. Но.
Мне бы хотелось поговорить о ней, потому что это один из редчайших примеров, единственный на моей памяти, где такая ситуация разрешилась наименьшей возможной болью и кровью (я имею в виду, наименьшей реально возможной, без Deus ex Machina, чудесных подтасовок, нарушения причинно-следственных связей и тэ. пэ.), причём каждый из участников проявил себя, пожалуй, наилучшим возможным образом (в рамках ситуации и собственных личностных особенностей). И каждый раз, когда я про себя отмечала, где могли состояться эмоциональный абьюз, манипуляция, etc. (намеренно или ненамеренно со стороны участников) и имели на это все шансы, и где могло стать хуже, нездоровей и больнее, и имело на это все шансы, но в итоге не состоялось и не стало - я ощущала какое-то настолько сильное чувство морального удовлетворения, что оно компенсировало мне всё.
Ну не совсем всё, потому что есть ещё "Триптих", который имеет к этому самое непосредственное отношение и очень сильно усугубляет ситуацию... Но произошедшее в нём - это уже результат внешних травмирующих обстоятельств, а не что-то такое, что можно было предотвратить изнутри ситуации более правильными действиями (ну то есть можно было, полагаю... но слишком, слишком дорогой ценой).
В следующем посте я хочу поговорить обо всём этом конкретно. Ну а пока просто хочу сказать, что Карлос умница, и Сесиль умница, и Кевин умница, а авторы - так вообще совершенно замечательные чуваки, которые делают очень важное дело и говорят о таких вещах, о которых мало кто говорит, на таком уровне и с такой степенью конструктивности, на которых мало кто что-то делает.