The act of observation changes the narrative
HOLY. DAMN. SHIT.
I want to hug the hell out of this world.
Чего я НЕ ожидала, так это того, что в новом эпизоде The Black Tapes с самого его начала речь пойдёт о том, что твоя личность эмулируется в сознании другого человека совершенно иным образом, чем она эмулируется для тебя, и о том, как будешь уже ты воспринимать личность себя самого, эмулированную кем-то другим, и насколько твоё восприятие себя самого будет отличаться от твоего восприятия тебя же, пропущенного через восприятие другого человека.
Это было не теми же словами, что в Эдикте Зеро, потому что JK, его создатель - один из самых эпичных omnidiciplinary badasses known to the humanity, но... тем не менее, чуваки! *_* Тем не менее!
полотнище про reality и fiction на примере TANIS'аЯ, кстати, в последние месяцы всё ярче понимаю, что в своё время недооценила the Black Tapes и TANIS (я буду часто говорить об этих двух вещах вместе, потому что они от одного создателя, существуют в одной метареальности и накладываются друг на друга). То, что TANIS - история про инициацию, где делаются попытки связать отдельные проявления этого общечеловеческого механизма в единое целое по некоторым аспектам, было понятно сразу. Но поначалу, признаться, у меня сложилось впечатление, что автор особо глубоко не закапывается, просто подбирает факты и явления по каким-то признакам внешнего сходства и проводит между ними связи. И оно вроде действительно складывается в общую картинку, потому что да, под всем этим лежит общий механизм - но мне казалось, автор не совсем понимает значения этой картины, её сути. Не вдавался в психофизиологический аспект, упустил систему в том, как оно всё проявлялось в мифах и фольклоре (и ладно, может быть там не особо известен Пропп, но Кэмпбелл? как можно копать в эту сторону и не наткнуться на Кэмпбелла?), и так далее. Мне, несмотря на это, всё же нравился TANIS - за подход Everything is connected, за объём перекопанного материала, за тему инициации, за то, как в нём качественно стирается граница между выдуманным и реальным и одно интегрируется в другое.
Но с чем у меня были проблемы до недавнего времени - это с разделением автора и главного героя. То есть, Ник С. не докапывался до настоящих причин тех явлений, информацию о которых находил, не пытался разобрать их со всех возможных сторон, не лез в то, что лежит под поверхностью - психофизиологию, когнитивные процессы, вот это всё - и из этого я делала вывод, что Терри М. этого не делает тоже. Потому что ну вот каг бэ по тому же Эдикту JK или по текстам CWR сразу видно, что автор закапывался, знает, осведомлён. Но тут вот в чём загвоздка: и в текстах CWR, и в Эдикте есть герои, чей уровень знаний, понимания мира и человеческой психики, скрытых связей и процессов, осведомлённости и прозревания этого всего примерно равен по уровню авторскому, и через них автор может говорить с нами на том языке и теми категориями, до которых доэволюционировался. Но ни в ТАНИСе, ни в the Black Tapes нет такого героя; по крайней мере, его нет среди тех, чью точку зрения мы более-менее слышим. ГГ ТАНИСа, Ник С. - не омнидисциплинарщик, не учёный; его специальность, насколько я помню, английский язык и литература уровня скорее пользователя, чем исследователя, + аудиопродакшен и чутка веб-дизайн (что само по себе заметно меньше, чем области скиллов и знаний автора, который плюс ко всему режиссирует, эдитит, сочиняет музыку, поёт, пишет сценарии и не только сценарии, и это только то, что я знаюно всё равно JK круче). Плюс подача под документальность (которой создатели очень старательно придерживаются и которую всячески культивируют) заставляет забыть, что это всё-таки художественное произведение, которое композиционно было продумано уже давно и целиком, а не составляется прямо в процессе. Поэтому в голову не приходит, что за всем происходящим может стоять гораздо больше, чем нам даётся через восприятие ГГ, что автор может обладать значительно более обширной и значительно более глубокой картиной происходящего, чем ГГ.
Ну и вот так пребывала я в неведении всю большую часть первого сезона, радовалась фрагментам знакомой информации, ничего прямо особо сверх от всего этого не ожидала, наблюдала за тем, как Ник С. ищет свой Танис, ту самую "хижину в лесу", "костяной дом", о котором писал Пропп, гоняется за информацией, которую как-то можно к этой теме привязать (а привязать можно ожидаемо очень много, включая Бабу Ягу, duh) - ну и pretty much думала, оно где-то так и будет развиваться. Эпизод за эпизодом новые реальные и выдуманные случаи, конечная цель подбора которых - нагнать крипоты на слушателя, накопление материала, количество которого никогда не перейдёт в качество...
А потом ШАРАХ! - конец сезона, и вот уже Ник С. находит костяной дом, проходит инициацию (причём ещё и что-то, кажется, идёт не так), горы символизма, сознательное/бессознательное туда-сюда, привет психофизиология, смерть-перерождение-майндфачище-реимпринтинг, поднятие темы конструктивной и деструктивной инициации, ну и вообще полный привет, и то, чем, казалось, всё должно было уже закончиться где-то в отдалённом будущем (и то, если да) - выясняется, что только самое начало.
Ну и я, соответственно, в ахуе.
Ах да, и тема того, где заканчивается реальное и начинается выдуманное, поднимается в полный рост. Что, например, насчёт реальных историй, произошедших в действительности? А если они уже вписались в культуру и стали частью городских легенд? А что если о человеке, который фигурировал в этой реальной истории, мы знаем только то, что знаем, а остальное дополняем своим вымыслом, да и факты тоже искажаем своим восприятием? А что, если мы и о настоящей личности этого человека ничего не знаем, только псевдоним и то, как он умер (и можем лишь догадываться, почему)? А если человек намеренно предоставлял окружающим своё выдуманное я и создавал из себя городскую легенду? И чем это отличается от человека, который пишет о выдуманном персонаже от первого лица, вкладывая при этом себя и имитируя для окружающих реальность этой выдуманной личности? Сколько выдуманного в восприятии другими людьми нас? Сколько выдуманного в восприятии нами самими - себя? Что мы - вот вообще, по факту - о себе знаем? А что - о других? И что - думаем, что знаем, а на самом деле не знаем? В метареальности ТАНИСа сам автор повествования и продюсер подкаста, Терри Майлс, эмулирует своё внутрисюжетное я, продюсера подкаста Терри Майлса, в котором нет ничего от него самого, кроме, собственно, биографии, и роли продюсера подкаста, - но при этом в гораздо большей степени присутствует не в этом выдуманном Терри Майлсе, который вроде как он сам (но роль которого играет другой человек) - а в ГГ, Нике Сильвере; причём эмулируя эти две вроде как существующие, действующие, воспринимаемые слушателями в реальности личности, не является по сути ни одной из них. Причём выдуманное интегрируется в реальное не только в рамках самого подкаста, но и на всех доступных площадках - начиная от патреона и заканчивая фейсбуком, почти десятью твиттерами, часть из которых принадлежит реально существующим лицам, часть - персонажам (но, как я уже сказала, реально существующие лица тоже являются персонажами в пределах этой метареальности), которые вовсю взаимодействуют друг с другом, создавая полную иллюзию сосуществования в одной плоскости - и граница не то что оказывается смутной, её просто нет.
Угу, в общем. А после финала первого сезона начинается второй, от которого сейчас уже два эпизода. Ну и я каг бэ всё глубже в ахуй, потому что shit hit the fan. От Levity Elks мне вообще молча орать хотелось, потому что Holy. Damn. Shit. Там появляется герой, который в своё время тоже прошёл через инициацию аналогично Нику С., но у него всё пошло вообще очень плохо, она, судя по всему, недозавершилась, психика сколлапсировала, и теперь мало того, что он в этом плане искалеченный - но так его ещё и начинает триггерить на то, что так или иначе связано с тем травматическим опытом, и у него запускается обратно то состояние, потому что недозавершённая инициация требует завершения, то есть - смерти и перерождения, и итоге - включается мощнейшая тяга к физическому саморазрушению, самоуничтожению, чтобы довести начатое до конца и, наконец, пройти трансформацию и выйти на новый уровень. Расковыривание собственного тела, невыносимость существования в стадии повреждённой и искалеченной куколки, которая, возможно, никогда не станет бабочкой, как требует всё её существо, попытки исследований как-то всё это купировать и вывести на конструктив искусственно через работу с психикой (по крайней мере, так говорит глава исследователей, а так чёрт его знает, что ему на самом деле нужно), и повествование интенсивно намекает, что это пока так, царапины на поверхности. ГГ гипнозят для выяснения подробностей пройдённой инициации, его психика не только изменилась, но и продолжает меняться чёрт знает куда, ему снятся полные символов сны об инициации и перерождении, неспешно развивающаяся в первый десяток эпизодов цепь событий начинает стремительно укатываться куда-то в полный пиздец и адище, прошлые темы начинают подниматься на совершенно новом уровне, - и всё это даже не половина совершенно точно.
Ну а я продолжаю погружаться в состояние ахуя всё глубже и глубже. Ибо.
Кстати, тут в связи с этим я хотела рассказать ещё кое о чём, на что я набрела в связи со всем этим - но, наверное, это уже в каком-нибудь другом посте.
I want to hug the hell out of this world.
Чего я НЕ ожидала, так это того, что в новом эпизоде The Black Tapes с самого его начала речь пойдёт о том, что твоя личность эмулируется в сознании другого человека совершенно иным образом, чем она эмулируется для тебя, и о том, как будешь уже ты воспринимать личность себя самого, эмулированную кем-то другим, и насколько твоё восприятие себя самого будет отличаться от твоего восприятия тебя же, пропущенного через восприятие другого человека.
Это было не теми же словами, что в Эдикте Зеро, потому что JK, его создатель - один из самых эпичных omnidiciplinary badasses known to the humanity, но... тем не менее, чуваки! *_* Тем не менее!
полотнище про reality и fiction на примере TANIS'аЯ, кстати, в последние месяцы всё ярче понимаю, что в своё время недооценила the Black Tapes и TANIS (я буду часто говорить об этих двух вещах вместе, потому что они от одного создателя, существуют в одной метареальности и накладываются друг на друга). То, что TANIS - история про инициацию, где делаются попытки связать отдельные проявления этого общечеловеческого механизма в единое целое по некоторым аспектам, было понятно сразу. Но поначалу, признаться, у меня сложилось впечатление, что автор особо глубоко не закапывается, просто подбирает факты и явления по каким-то признакам внешнего сходства и проводит между ними связи. И оно вроде действительно складывается в общую картинку, потому что да, под всем этим лежит общий механизм - но мне казалось, автор не совсем понимает значения этой картины, её сути. Не вдавался в психофизиологический аспект, упустил систему в том, как оно всё проявлялось в мифах и фольклоре (и ладно, может быть там не особо известен Пропп, но Кэмпбелл? как можно копать в эту сторону и не наткнуться на Кэмпбелла?), и так далее. Мне, несмотря на это, всё же нравился TANIS - за подход Everything is connected, за объём перекопанного материала, за тему инициации, за то, как в нём качественно стирается граница между выдуманным и реальным и одно интегрируется в другое.
Но с чем у меня были проблемы до недавнего времени - это с разделением автора и главного героя. То есть, Ник С. не докапывался до настоящих причин тех явлений, информацию о которых находил, не пытался разобрать их со всех возможных сторон, не лез в то, что лежит под поверхностью - психофизиологию, когнитивные процессы, вот это всё - и из этого я делала вывод, что Терри М. этого не делает тоже. Потому что ну вот каг бэ по тому же Эдикту JK или по текстам CWR сразу видно, что автор закапывался, знает, осведомлён. Но тут вот в чём загвоздка: и в текстах CWR, и в Эдикте есть герои, чей уровень знаний, понимания мира и человеческой психики, скрытых связей и процессов, осведомлённости и прозревания этого всего примерно равен по уровню авторскому, и через них автор может говорить с нами на том языке и теми категориями, до которых доэволюционировался. Но ни в ТАНИСе, ни в the Black Tapes нет такого героя; по крайней мере, его нет среди тех, чью точку зрения мы более-менее слышим. ГГ ТАНИСа, Ник С. - не омнидисциплинарщик, не учёный; его специальность, насколько я помню, английский язык и литература уровня скорее пользователя, чем исследователя, + аудиопродакшен и чутка веб-дизайн (что само по себе заметно меньше, чем области скиллов и знаний автора, который плюс ко всему режиссирует, эдитит, сочиняет музыку, поёт, пишет сценарии и не только сценарии, и это только то, что я знаю
Ну и вот так пребывала я в неведении всю большую часть первого сезона, радовалась фрагментам знакомой информации, ничего прямо особо сверх от всего этого не ожидала, наблюдала за тем, как Ник С. ищет свой Танис, ту самую "хижину в лесу", "костяной дом", о котором писал Пропп, гоняется за информацией, которую как-то можно к этой теме привязать (а привязать можно ожидаемо очень много, включая Бабу Ягу, duh) - ну и pretty much думала, оно где-то так и будет развиваться. Эпизод за эпизодом новые реальные и выдуманные случаи, конечная цель подбора которых - нагнать крипоты на слушателя, накопление материала, количество которого никогда не перейдёт в качество...
А потом ШАРАХ! - конец сезона, и вот уже Ник С. находит костяной дом, проходит инициацию (причём ещё и что-то, кажется, идёт не так), горы символизма, сознательное/бессознательное туда-сюда, привет психофизиология, смерть-перерождение-майндфачище-реимпринтинг, поднятие темы конструктивной и деструктивной инициации, ну и вообще полный привет, и то, чем, казалось, всё должно было уже закончиться где-то в отдалённом будущем (и то, если да) - выясняется, что только самое начало.
Ну и я, соответственно, в ахуе.
Ах да, и тема того, где заканчивается реальное и начинается выдуманное, поднимается в полный рост. Что, например, насчёт реальных историй, произошедших в действительности? А если они уже вписались в культуру и стали частью городских легенд? А что если о человеке, который фигурировал в этой реальной истории, мы знаем только то, что знаем, а остальное дополняем своим вымыслом, да и факты тоже искажаем своим восприятием? А что, если мы и о настоящей личности этого человека ничего не знаем, только псевдоним и то, как он умер (и можем лишь догадываться, почему)? А если человек намеренно предоставлял окружающим своё выдуманное я и создавал из себя городскую легенду? И чем это отличается от человека, который пишет о выдуманном персонаже от первого лица, вкладывая при этом себя и имитируя для окружающих реальность этой выдуманной личности? Сколько выдуманного в восприятии другими людьми нас? Сколько выдуманного в восприятии нами самими - себя? Что мы - вот вообще, по факту - о себе знаем? А что - о других? И что - думаем, что знаем, а на самом деле не знаем? В метареальности ТАНИСа сам автор повествования и продюсер подкаста, Терри Майлс, эмулирует своё внутрисюжетное я, продюсера подкаста Терри Майлса, в котором нет ничего от него самого, кроме, собственно, биографии, и роли продюсера подкаста, - но при этом в гораздо большей степени присутствует не в этом выдуманном Терри Майлсе, который вроде как он сам (но роль которого играет другой человек) - а в ГГ, Нике Сильвере; причём эмулируя эти две вроде как существующие, действующие, воспринимаемые слушателями в реальности личности, не является по сути ни одной из них. Причём выдуманное интегрируется в реальное не только в рамках самого подкаста, но и на всех доступных площадках - начиная от патреона и заканчивая фейсбуком, почти десятью твиттерами, часть из которых принадлежит реально существующим лицам, часть - персонажам (но, как я уже сказала, реально существующие лица тоже являются персонажами в пределах этой метареальности), которые вовсю взаимодействуют друг с другом, создавая полную иллюзию сосуществования в одной плоскости - и граница не то что оказывается смутной, её просто нет.
Угу, в общем. А после финала первого сезона начинается второй, от которого сейчас уже два эпизода. Ну и я каг бэ всё глубже в ахуй, потому что shit hit the fan. От Levity Elks мне вообще молча орать хотелось, потому что Holy. Damn. Shit. Там появляется герой, который в своё время тоже прошёл через инициацию аналогично Нику С., но у него всё пошло вообще очень плохо, она, судя по всему, недозавершилась, психика сколлапсировала, и теперь мало того, что он в этом плане искалеченный - но так его ещё и начинает триггерить на то, что так или иначе связано с тем травматическим опытом, и у него запускается обратно то состояние, потому что недозавершённая инициация требует завершения, то есть - смерти и перерождения, и итоге - включается мощнейшая тяга к физическому саморазрушению, самоуничтожению, чтобы довести начатое до конца и, наконец, пройти трансформацию и выйти на новый уровень. Расковыривание собственного тела, невыносимость существования в стадии повреждённой и искалеченной куколки, которая, возможно, никогда не станет бабочкой, как требует всё её существо, попытки исследований как-то всё это купировать и вывести на конструктив искусственно через работу с психикой (по крайней мере, так говорит глава исследователей, а так чёрт его знает, что ему на самом деле нужно), и повествование интенсивно намекает, что это пока так, царапины на поверхности. ГГ гипнозят для выяснения подробностей пройдённой инициации, его психика не только изменилась, но и продолжает меняться чёрт знает куда, ему снятся полные символов сны об инициации и перерождении, неспешно развивающаяся в первый десяток эпизодов цепь событий начинает стремительно укатываться куда-то в полный пиздец и адище, прошлые темы начинают подниматься на совершенно новом уровне, - и всё это даже не половина совершенно точно.
Ну а я продолжаю погружаться в состояние ахуя всё глубже и глубже. Ибо.
Кстати, тут в связи с этим я хотела рассказать ещё кое о чём, на что я набрела в связи со всем этим - но, наверное, это уже в каком-нибудь другом посте.
@темы: СПГС, диванная аналитика, audiofiction, TANIS