
Я сегодня утром воспользовалась удобствами современной цивилизации и хорошенько перелопатила. твиттер по тегу #AudioDramaSunday, чтобы разжиться чем-нибудь, что не входит в 200+пунктный список знакомых мне тайтлов. И это было даже успешно - я стала счастливым обладателем знания о
Пенумбре, основная линия которой содержит в качестве главного героя частного детектива, ну и я не могла не. В последнее время я как-то упорно выбредаю на рельсы, ведущие в сторону crime story, потому что здесь та же байда, что и с хорошими хоррорами или сай-фаем - жанр нужен для того, чтобы вытащить на поверхность вещи, о которых иначе очень сложно было бы поговорить. Хороший хоррор зачастую упирает на психологию, на поведение людей в крайних обстоятельствах и/или в альтернативных состояниях психики. Сай-фай имеет дело с этим же, но плюс социальные модели и много чего ещё, и науку с философией туда же (особенно если учесть, что зачастую поднимаются темы, которые стоят на стыке того и другого). Детективы, crime stories, обнажают изнанку человеческой жизни; всё то, что к зрелому возрасту уже оказалось запрятано и прикрыто слоем внешней цивилизованности и социализированности, будет разматываться медленно и мучительно, буквально выворачивая героев перед глазами/ушами читателей/зрителей/слушателей. В любом случае получается синтез жанров, но в наше время хард сай-фай без разматывания психологии/социального констекста, хоррор чисто на попугать и пустить мурашки по спине, и детектив на разгадку задачки "кто X[глагол] Y[существительное]" - уже вроде бы как даже неприлично.
В общем, не зря при просмотре второго сезона "True Detective" я постоянно забывала, что герои вообще-то расследуют дело, кого-то там ищут, что есть загадка, которую надо решить. Серьёзно, какая, к чёрту, разница, если с героями происходит вот это всё, и ты не знаешь, то ли обнимать экран, то ли плакать, то ли ногти начать грызть, то ли пойти обо что-нибудь головой побиться, то ли просто выбраться на ближайшую крышу и оттуда орать, какое оно крутое, вот просто совершенно потрясающее. Ну или включить режим окончательной упоротости и начать выписывать на бумажку все переплетающиеся темы, идеи и мотивы, все сюжетные линии и чем они характеризуются, составляя план композиции - а потом повесить это на стенку где-нибудь там, где будешь почаще встречаться с ней взглядом, и медитировать на её офигительность.
читать дальшеА Тана Френч вообще выбрасывает тропы детективного жанра в окошко где-то в процессе сюжета и сосредотачивается на том, чтобы на протяжении всей книги с мастерством высочайшего уровня вытягивать у читателей нервы по одному, пока в конце не останется нежизнеспособное и форевер травмированное нечто, которое уже не может даже встать и уйти, потому что фиг кто у Таны Френч уходил от случившегося с ним пиздеца. Пусть через десять лет, пусть через двадцать - но пиздец найдёт своего героя и обязательно добьёт его! Конструктивность? Какая конструктивность?
Так, кстати говоря, происходит и в псевдодокументальном аудиосериале, который я недавно начала слушать, и про который хочу сказать пару слов. Хотя бы по той причине, потому что его создатель был единственным, кто упомянул Edict Zero в рамках Audio Drama Sunday. А ещё потому что мне реально нравится то, что он делает. Даже пусть у аудиосериала стрёмное название (Small Town Horror), стрёмный опенинг и стрёмная обложка. И под "стрёмным", как вы понимаете, я не имею в виду слово "крипотный".

Зато остальное всё - просто ащащ.
Вообще, сложно пока сказать, куда оно будет развиваться - вышло только семь эпизодов по 20 минут в среднем и сколько-то постов в блоге главного героя - но то, что я уже слышала, весьма клёво, атмосферно и каким-то загадочным образом почему-то прямо душевно (хотя Penpal мне тоже сперва уютным казался, а потом...)
STH - это история человека, родившегося и росшего в маленьком городке под названием Крейтон: из тех, что кажутся стоялыми прудами, где никогда ничего не происходит серьёзнее кражи или пьяных драк - и где, разумеется, в историях происходит самая леденящая душу жесть (я не буду сейчас поднимать тему того, что в таких городках жесть обычно действительно происходит - но не такая, о которой говорят по новостям; здравствуй, домашнее насилие во всех своих проявлениях и много что ещё). Этот городок, впрочем, всегда был несколько, ахем, странным - вплоть до того, что у ГГ, Райана Дженнингса, ещё в детстве пропал друг, и с концами, оставив Райана думать о многом и спрашивать себя, что он испытывает - и что должен испытывать - по этому поводу. А ещё в этом городке обнаружился убийца. Или легенда об убийце. Который, по всей видимости, свихнулся на полурелигиозной почве и воссоздавал своими преступлениями и телами своих жертв символику одной из ритуальных песен. Ко времени взросления Райана, впрочем, эта история в любом случае превратилась в страшилку - и одним из [не слишком популярных] детских развлечений было пойти в полночь в лес и навестить все значимые для той истории места, повторив путь убийцы. И проговаривая при этом слова, из-за которых всё, собственно, и заверте. Милое подростковое развлечение в условиях, когда из культурного досуга - забегаловка с игральными автоматами, подвешенные на верёвках шины и курить/надираться тайком от родителей.
Вот на это-то Райан и сподвигся, только вопреки правилам, взял с собой на дело ещё и видеокамеру. Чуете, что сейчас что-то должно пойти не так?..
Сомневаюсь, впрочем, что отсутствие видеокамеры в этом случае что-то бы изменило.
Некто выкрадывает Райана и держит у себя в подвале какое-то время, закованным в цепи, в полной темноте. Кроме этого, не трогает его и пальцем. Просто находится рядом с ним в темноте... и смеётся.
Впрочем, Райан не может сказать точно. Он терял сознание много раз.
А когда пришёл в себя снова, в какой-то из этих разов - обнаружил, что больше не в подвале и не связан. Что он в лесу, в том самом, куда пошёл проходить эту дурацкую игру, только теперь уже без видеокамеры. И без всякого понятия, что с ним случилось и кто был его мучителем. Зато в полной уверенности, что прошло много, очень много времени.
Как оказалось, впрочем, заявление о его пропаже ещё даже не было подано в полицию.
С момента его исчезновения прошло не больше одиннадцати часов.
И в полицейском участке ему, разумеется, никто не поверил, а даже если поверили бы - он не смог бы сообщить ровным счётом никакой полезной информации, которая помогла бы найти похитителя. Да он, собственно, и не стал пытаться инициировать поиски.
Продолжать находиться в Крейтоне для Райана было невыносимо (особенно если учесть, что в его окрестностях продолжал разгуливать маньяк, один раз им уже заинтересовавшийся), поэтому Райан вскоре (очень вскоре) покинул город и постарался проложить максимально возможное расстояние между собой и им. И, разумеется, зарёкся возвращаться.
Ему даже почти удалось себя убедить в том, что ничего необычного с ним не произошло, и всё это время с ним всего лишь шутили шутки память и воображение. (Не то чтобы это особо помогало, впрочем; отпечаток пережитой травмы остался в психике Райана навсегда, да и социализироваться-то он сумел лишь еле-еле). И возможно, прошлое действительно осталось бы позади, напоминая о себе лишь необратимыми изменениями в психике - если бы почти одновременно не произошли два события, заставившие Райана пересмотреть свои взгляды на возвращение в город.
Сперва - спустя восемнадцать лет после того, как Райан покинул Крейтон - умирает его отец, и от Райана требуется вернуться в город и распорядиться доставшимся ему по наследству домом.
Потом - спустя сколько-то дней после смерти отца Райана - на адрес Райана приходит посылка с адреса его отца. Отправленная уже после его смерти. В посылке - две видеокассеты, и эти видеокассеты оказываются теми самыми, которые были у него с собой, когда он пошёл в лес в ту самую ночь. И на этих кассетах записан не только его путь по значимым для убийцы местам - но и то, что случилось с Райаном после того, как он потерял сознание.
Райану приходится вернуться в город своего детства, и это возвращение начинает разматывать тот кокон, в который он себя успел закуклить за прошедшие годы - с не слишком приятными последствиями.
Как я уже сказала, аудиосериал почему-то ощущается душевным - по крайней мере, мной. Райану очень хочется симпатизировать, и к тому же, он умница и совсем не похож на стандартного вставь-себя-на-его-место placeholder-героя. Его личность, его отношение к ситуации, к себе, жизни и вообще - прямо ощущаешь, и как-то это всё очень по-человечески. Происходящее затягивает в себя медленно и ненавязчиво, но атмосферу при этом можно черпать ложкой, настолько она густая - и есть моменты, когда вот реально крипотно. И казалось бы, при таких условиях можно ожидать любой беспросветности, ВсёТлена, жести ради жести и откровенной чернухи - но, внезапно, нет. Для меня это стало приятным сюрпризом, но в STH есть конструктив и хартворминг, причём даже не сказать что мало, несмотря на общую мрачность ситуации. Например у Райана обнаруживается друг детства (не тот, который пропал), и он прямо очень, очень здоровский чувак. Он не только пожелал возобновить дружбу после стольких лет отсутствия общения (причём обрыв связи произошёл со стороны Райана), но и приехал потом через весь город в мотель, где Райан остановился (сперва пройдя через несколько этапов квеста "найди нужный адрес"), когда услышал по выложенному эпизоду подкаста, что тот впадает в депрессию. И проводил с ним профилактику суицида - причём зная, о чём говорит. Потому что отслужил в горячих точках, огрёб там ПТСР на всю психику, а засим возглавил группу психологической помощи ветеранам, вернувшимся из боевых действий, - где и занимается оказанием помощи и повышением общей awareness насчёт посттравматического синдрома и его негативных последствий (а также уровня самоубийств людей, перенёсших тяжёлый травматический опыт). А ещё там есть знакомая Райана с учебных времён, которая стала медсестрой в местной больнице, и которая тоже очень классный, конструктивный и небезразличный к окружающим человек, судя по тем двум эпизодам, где она уже появлялась.
Ещё один плюс для меня - псевдодокументальность; я всегда очень симпатизирую этому формату, ничего не могу с собой поделать. И хотя тут, быть может, и нет настолько тщательного и всеобъемлющего смешения реальности и фикшена, как в The Black Tapes и TANIS, когда выдача происходящего за документальное распространяется даже на личные блоги/твиттеры авторов и на большинство их интервью - но всё равно, всё это достаточно аккуратно и верибельно интегрировано, даны причины, почему ГГ решил выкладывать происходящее с ним в интернетики и почему именно в таком виде; и вопрос того, что он транслирует информацию и свои личные впечатления в эфире, где их может послушать (и слушает) каждый житель города - в сюжете даже не просто поднимается время от времени, а проходит за ним постоянным фоном. Что я считаю куда более удачным воплощением, чем во многих других псевдодокументалках - например, том же Archive 81, о котором я, возможно, ещё напишу (он мне, кстати, нравится).
В общем, не знаю, как будет дальше - но пока прямо хорошо. Не настолько хорошо, конечно, как некоторые тайтлы - но с теми вообще бессмысленно сравнивать что-либо, сириосли.