Теперь, при поддержке бро, смотрящей вместе со мной, это произошло.
И аыщща, насколько же я этому рада.
(не совсем) краткое вступлениеПока мы просмотрели два сезона, ещё не совсем целиком. Первые сезоны - по 13 серий, короткие, но за эти тринадцать серий успевает произойти столько, что создаётся ощущение, что посмотрел полноценный 26-серийный сезон или даже сезон сериала с сериями по сорок минут. В основном "VB" следует схеме "один эпизод - одна история (но не из одной сюжетной линии, а больше, о чём дальше)", но при этом статус-кво в каждом эпизоде хоть немного, но меняется, а Reset Button здесь нет. Даже очень левые персонажи после появления в одной из серий обычно возвращаются в сюжет, вброшенные нити не обрываются, а начинают вплетаться в канву общего повествования и развиваться, а информационная плотность происходящего увеличивается всё больше. Пока во второй половине второго сезона нормой для одного эпизода не становятся ТРИ сильные и значимые сюжетные линии, которые сперва идут параллельно, периодически перекликаясь друг с другом, а потом невероятно крутым образом сходятся в конце, оказываясь частью единого целого, и становится понятно, что они были relevant друг для друга всё это время, какими бы разрозненными и независимыми ни казались до этого.
Алсо, хотя пиздецовища по-прежнему хватает, причём во многих случаях оно становится ещё более леденящим и разнообразным в своих проявлениях (больше, больше экзистенциального хоррора!), происходящее стало куда менее тленным, чем было поначалу. Я не скажу, что тут нормой стал выход на конструктив, но по крайней мере уже можно не ждать, что тебе ударят под дых как можно больнее just for the heck of it. Мне эта тенденция безумно нравится, и очень интересно, на что всё выйдет в следующих сезонах. Если даже South Park в последних трёх-четырёх сезонах стал не только куда более (остро)умным и сложным, чем раньше, но ещё и более конструктивным (феномен, который не перестаёт меня восхищать и продолжает вызывать детский восторг, и не думающий тускнеть с каждой новой серией - хотя вроде бы уже пора привыкнуть)... А Venture Bros. начинал с куда более высокой позиции. (Серьёзно, я обожаю современный СП и хорошо отношусь к сезонам примерно 5-6+, но первые - это всё-таки стремота на мой вкус; хорошо, что я в своё время начала не с них, и я до сих пор далеко не все серии оттуда посмотрела).
Но окончательно я влюбилась на серии "Viva los Moertos!" (11-ой серии второго сезона). Потому что мало того, что информационная плотность и значимость происходящего достигли каких-то совершенно невероятных величин (серьёзно, тут нужно забивать в гугль через два слова на третье, чтобы выяснить, какую отсылку или дополнительный смысл вложили в него создатели), но ещё и произошло КОЕ-ЧТО, на что я эпически ведусь всегда с внутренними воплями счастья.
А именно, пошли явно осознанные отсылки на мою любимую тему.

Ну то есть. Я видела разного уровня интеллектуальности пародии.
Но пародию-и-одновременно-нет, причём имеющую явное сюжетное значение, на РИТУАЛ ИНИЦИАЦИИ, на сходки Тимоти Лири, пытавшегося использовать вещества для достижения состояния эго-смерти, последующего реимпринтинга и перехода на новый этап развития личности - это, блять, что-то новое.

полотнище с многа-многа скринов. осторожно - NSFW!
То, как потрясающе красиво параллелятся между собой и по-разному поднимают одни и те же темы все три основные линии эпизода, я даже говорить не буду, потому что на детальный анализ серии потребуется полотнище длиной двадцать страниц, в которое придётся вместить кучу дополнительной информации. (Только реимпринтинг возвращённого к жизни "Венчурштейна" с помощью нейроаппарата и клоны Дина и Хэнка, созданные на случай их очередной смерти, чего стоят). Но не привести скрины из той сюжетной линии, о которой я говорила выше, не могу. Это слишком прекрасно. x)
Итак, после очередного убийства Брок начинает ощущать отнюдь не физический дискомфорт и угрызения совести. Его эмоциональное состояние ухудшается до такой степени, что он таки принимает предложение Friendly Neighbourhood Necromancer'а Доктора Орфеуса и обращается к нему за советом.
И попадает на полную глубинного смысла сходку его мистических товарищей.
Дальше - скрины, перемежающиеся моими комментариями.


(Кстати, я уверена, что большинство товарищей Доктора Орфеуса (или все) тоже являются отсылками, но я узнаю только Блейда. А сам Доктор Орфеус - экспи Доктора Стрэнджа, и это даже не скрывается. Он, кстати, няшка и, пожалуй, самый положительный персонаж сериала. Отличная роль для некроманта, ящитаю. :3)

Джонстаун, если кто не в курсе - место проживания общины сектантов под предводительством "гуру" Джима Джонса. Убедившего всю общину покончить жизнь самоубийством - 909 человек, включая более 200 детей. Яд принимали в напитке, чём-то вроде содовой воды (виноградный "Flavour Aid"), и отсылки на это очень часто встречаются в американских тайтлах. Наткнётесь на фразу to drink the Kool-Aid/drinking the Kool-Aid в любом из вариантов - это вот оно.

Вот, а теперь пошло про "Ego Death"! Что авторы даже не скрывают. "Ego Death", "смерть эго", временное стирание границ/потеря собственного "Я", нарушение ощущения себя отдельной существующей личностью - очень важное понятие, которое можно рассматривать и с нейропсихологической точки зрения (я пока мало читала в эту сторону, но из того, что читала, релевантна "Прометей Восставший. Психология эволюции" Роберта Уилсона, и там есть про реимпринтинг), и как кульминационный момент структуры "The Hero's Journey", которому по многим причинам (и совершенно непреднамеренно) следуют как древние мифы и сказания, так и современные истории (посмотреть в корень можно в "Золотой ветви" ("The Golden Bough") у Фрэзера, почитать про структуру мифа и её связь с инициацией - у Проппа ("Исторические корни волшебной сказки", "Морфология волшебной сказки"), Букер не только занимался структурой "The Hero's Journey", но и, насколько я знаю, проводил параллели с теориями Юнга в "The Seven Basic Plots. Why We Tell Stories", что тоже очень в тему, а если хочется всего и сразу, но по верхам, можно читать "Тысячеликого героя" Кэмпбелла).
Если говорить очень грубо, речь идёт о символической смерти (уход в загробное царство/чрево зверя, которое на следующем этапе начинает рассматриваться как чрево матери) и последующем воскрешении (рождении из материнской утробы), что при благоприятных обстоятельствах позволяет отчасти реконструировать личность человека в более здоровом, развитом и целостном виде. Во время символической смерти личность претерпевает боль и лишения (здесь же часто - сенсорная депривация и вода, потому что вода - это не только символично, потому что воды материнского чрева и всётакое, но и прекрасный инструмент причинения боли, лишений, сенсорной депривации, ощущения беспомощности и этого всего, если что xД; этот этап "The Hero's Journey" очень часто каким-то образом связан с водой - наравне с тёмными, тесными и стрёмными местами), после чего снова "появляется на свет" в, гм, весьма уязвимом и способном к перестройке виде. По сути, процесс следует той же самой триаде, что и очень многое другое - "канон-деконструкция-реконструкция", "тезис-анализ-синтез", нувыпонели.
Но, разумеется, чтобы то, что по сути является сильнейшей травмой психики, пошло в итоге во благо, нужно очень многое. Иначе получится только ПТСР и дезинтеграция без последующей реинтеграции в более совершенном виде. =\
Вообще обо всём этом я уже много раз в том или ином виде говорила, а чтобы рассказать об этом нормально и аргументированно, понадобится ещё сто-двести-триста страниц - но какие-то основы упомянуть надо было, вдруг мой пост прочтёт кто-то, кто об этом вообще ни сном, ни духом. Так хоть будет знать, куда направляться за дополнительной информацией.

Собсна, о чём я говорила выше - "починка вашей ментальной целостности".



А вот вытёбывание уже вовсю пошло. :3 Тут уже пошли отсылки на связь использования ЛСД в подобных целях с хиппи, а хиппи перекидывают мостик на другую сюжетную линию, со "Скуби-Ду" командой.

Вообще-то по-хорошему никакое "кармик" к теме не относится, но пробабли было какое-то течение, которое связывало со всем этим делом ещё и понятие "кармы". Наверняка было. Но это уже ненаучно.

Дальше в серии наблюдается стёб над диванными аналитиками вроде меня, ищущими глубинный смысл в рандомных фразах - гуру начинается делиться мудростью, но в итоге рассказывает кулстори про то, как трахался с дельфином. Когда Брок спрашивает, какое отношение имеет в виду падение в реку и подводный секс с дельфином к обсуждаемой теме, и начинает утверждать, что это какая-то бессмыслица, Доктор Орфеус ему возражает и говорит, что у речей этого мудрого человека всегда есть смысл, да ещё и не один, а много слоёв смысла! Как шкурок на луке.
А потом выясняется, что это был не совсем и стёб. Потому что дельфин и вода оказываются действительно relevant.


Материнское чрево (вид изнутри), и его воды. :3

Нуачо, размытие границ собственного "Я" и ощущение того, что невозможно определить, где кончаешься ты и начинается окружающее пространство, и оно воспринимается как единое целое - один из типичных "симптомов" эго-смерти.


А вот и дельфин.




Дельфин устраивает Броку положительный реимпринтинг, перетаскивая на новый уровень развития личности: уровень не машины для убийств, бесстрастной, холодной и почти бессердечной, равнодушной ко всем, чьи жизни отнимает, - а сопереживающего человека с этическим компасом, задумывающегося об окружающих. Тот переход, который он был уже почти готов совершить, после того, как его потрясло совершённое им убийство Техаса и возвращение того к жизни.
И всё могло бы быть хорошо и таки закончиться конструктивной инициацией, если бы не...

Это - ментор Брока, и фигура явно куда более авторитетная для него, чем какой-то левый дельфин. x) И, кстати говоря, груди и женские бёдра - это не часть глюков, введённая конкретно в этой серии в целях символизма. То, что ментор сменил пол, было важной plot point в одной из предыдущих серий, и я в восторге от того, как эту линию продолжили дальше. Изначально именно ментор был тем, кто вбил в Брока строгие каноны мышления, каноны Настоящего Мужика и убийцы, которому плевать на сантименты. Именно ментор сделал из Брока то, что мы видим в начале сериала. Человека, который сделает всё для выполнения миссии - и неважно, насколько серьёзна угроза и сколько живых существ или людей придётся для этого убить (и каким способом). А в промежутках между миссиями - перетрахает всё, что движется и похоже на женщину, согласную заняться сексом. Это стало основой личности.
А потом хадащ - выяснилось, что как минимум часть этого была ложью, и ментор всю жизнь хотел сменить пол. Что каг бэ э... некоторым образом противоречит как минимум части вложенных установок.
И перед Броком встал выбор - выполнить ли миссию, целью которой было убийство ментора (и тем самым, последовать тем наставлениям, которые он получал от него изначально)? провалить её? считать после этого ментора авторитетом, или со сменой пола - больше нет?
Вот после того эпизода Брок стал другим. Это не всегда было заметно и очевидно, но... стало видно, что он иначе воспринимает действительность. Стал, хм, мягче. Начал задавать вопросы и сомневаться. Далеко не всегда первым и простейшим выходом считает убийство, и прибегает к нему уже не с такой готовностью. Началось-то всё именно тогда, когда он отказался убить ментора. И вовсе не потому, что какой-нибудь кодекс запрещает ему поднимать руку на женщину - как показывает ситуация с Молотов, с женщиной-противником он будет обращаться точно так же, как и с мужчиной-противником.
А вот эта sequence показывает, что своего ментора он всё-таки продолжает воспринимать как авторитетную личность, несмотря на телесные изменения.





Под "tool" в данном случае имеется в виду не "тупой человек", а именно "инструмент".


Тут, кстати, субтитры не совсем точно повторяют то, что звучит в диалоге, плюс вырезана нецензурная лексика, но общий смысл, думаю, понятен.

Фопщем, каквыпонимаете, конструктивной инициации и реимпринтинга на совесть и сочувствие не вышло, а вышло повторное утверждение первоначальных установок.

Насколько такой подход действительно необходим, а насколько всё-таки является шагом назад, - другой вопрос. Но в любом случае, это было эпично, сильно и красиво, и авторы феерично поигрались с концепцией. *__*
И кстати говоря, выходит серия даже не совсем на тлен. Брок снова убивает, да, хотя ещё в середине серии уже отказывался от убийств. Вот только по итогам эпизода от его рук погибают только двое чуваков, один из которых, хотя его и очень жаль, всё-таки был убийцей, плюс психика которого всё равно уже была beyond repair, а другой так вообще мудак, психопат и абьюзер в тяжёлой степени. А наиболее пострадавшие от этого пиздеца остаются живы и по сути получают свою свободу обратно, как и шанс на хоть какое-то моральное и физическое благополучие в будущем.
Ещё кстати - про абьюзивные отношения и стрёмные семьи в Venture Bros. вообще очень много. И мне очень нравится то, что тут это подаётся не как нечто нормальное, а именно как пиздец-пиздец-пиздец, из которого нужно выбираться.
Когда я смотрела на заключительные титры серии, меня прямо впечатлил тот факт, что выпущена она была аж 11 лет назад. За полтора сезона авторы настолько сэволюционировали, а ведь Venture Bros. продолжает выходить до сих пор, хотя и очень медленно.

@темы: СПГС, полотнище, Venture Bros., диванная аналитика, Zwee's Crazy Theorizing Corner