Любопытная вещь - эти The Slender Mythos. Беспрецедентная, возможно.
Боязнь всякой крипоты уходит корнями далеко в прошлое, в самое начало человеческой истории, когда проклюнувшееся воображение начало сперва населять сознание человека абстрактными страхами - темноты и смерти, беспомощности и одиночества, etc. - а потом облекать их в конкретные образы. Страшилки, рассказы о мистическом и паранормальном, об ужасах, которые подстерегают человека, стоит ему переступить за порог, за пределы освещённого домашним очагом круга безопасности - или, того хуже, о тех ужасах, что способны проникнуть внутрь него, в зону старательно выстроенного комфорта - передаются из поколения в поколение в почти неизменном виде, лишь немного корректируясь в соответствии с временным периодом и культурным контекстом.
Это, пожалуй, - самый живучий и крепкий фольклор.
Вообще-то, почти все мифы, легенды и религиозные истории (да и просто истории) восходят к одним и тем же архетипам, питаются из одних и тех же истоков, которые в свою очередь берут начало в человеческом подсознании. Но внешняя сторона их значительно меняется, - и нам теперь зачастую может быть сложно понять, что общего у русской народной сказки про Ивана-царевича и серого волка, у Ветхого Завета и у "Властелина колец". А с крипотой всё совсем не так. Истории о душах умерших, что являются живым, о телах умерших, что подаются признаки жизни, о существах, что питаются человеческой кровью и плотью, чтобы поддерживать в себе жизнь, о прочих и прочих сущностях, что вызывают в человеке страх, - повторяются в незначительных вариациях на протяжении всей истории человечества. У них нет авторства. Те люди, которые рассказывают такие крипистори - в частном ли порядке, в фильмах ли, в книгах ли - прекрасно знают, что это не плод
их воображения. Что они рассказывают о тех существах, о которых до них говорили сотни людей на протяжении сотен лет.
Кто-то даже может искренне верить в то, что они существуют. Призраки, например. По крайней мере в то, что существует
хоть что-то мистическое. Потому что потребность верить в это имеется, и достоверно доказать отсутствие чего бы то ни было - не так-то просто. А раз рассказы о сверхъестественной крипоте сопровождали человечество на протяжении всей истории его развития - невозможно указать на то, откуда они взялись. Нет никого, в чью сторону можно ткнуть пальцем и сказать: это всё выдумка. Посмотрите, этот чувак придумал призраков.
Ну то есть, конечно, существуют какие-то авторские крипотные существа - начиная от Фредди Крюгера и заканчивая созданиями, населяющими книги Клайва Баркера. Но отличие их от прочей крипоты в том, что они так и остаются персонажами конкретных произведений, не выходя за пределы сюжета. Они не становятся мифом.
Со Слендером вышло иначе.
простынище, которую можно читать без боязни нахвататься спойлеров, потому что спойлеры отмечены отдельноВ отличие от фольклорных сверхъестественных созданий, можно более-менее точно указать момент, когда он "появился" на свет. Он является плодом воображения конкретного человека, про которого можно сказать - смотрите! это он придумал Слендера! Вот есть такой Victor Surge с форума Something Awful, мы даже знаем его паспортные имя и фамилию - Эрик Кнудсен. И он его сочинил в 2009 году. А может быть, его сочинил не он, а Yahtzee несколькими годами ранее в своей серии игр про Трилби (Chzo Mythos, о котором я расскажу в одном из следующих постов), а Victor Surge вдохновлялся. Может быть, они вообще никак не были друг с другом связаны, а всё это совпадение. Энивей, Yahtzee - это тоже более чем определённый человек, Бенджамин Крошоу, можете взглянуть на его фотографии, если захотите вдруг.
А вот трое чуваков, которые в течение двух недель после создания Слендера на Something Awful испытали прилив творческого энтузиазма и начали "Marble Hornets". С двумя каналами на ютубе, с твиттером, с любительскими видеокамерами - средствами, которые помогают зрителю поверить, что это-всё-было-на-самом-деле. При этом, зрители-то прекрасно понимают, что это - не документальное. Что вот есть авторы. Люди, которые за этим стоят, придумывают всё это. На них можно посмотреть. Их можно даже пощупать на каком-нибудь из конвентов, если вдруг возникнет такое желание, и если они не будут против.
Но они заложили миф. Слендер пересёк рамки "авторского" персонажа и стал принадлежать людям - как принадлежат им истории о призраках или вампирах, или зомби.
Посмотрите на это.
увеличение по клику

Это - малая часть видео- и текстовых блогов, рассказывающих о людях, пострадавших от Слендера. Рассказывающих об этом от их лица, в виде ведущихся тем или иным способом дневников или логов событий. Здесь только те, которые вовлечены в кроссоверы - и то далеко не всех из них. И их объединяет неписаное, но очень важное условие - видимость документальности происходящего. Негласная коллективная договорённость дружно верить и психологически вовлекаться в мир, в котором существует Слендер - при том, что каждый из участников "заговора" совершенно точно знает, что его на самом деле нет, и что он является плодом человеческого воображения.
Неудивительно, что на этой благодатной почве рождается какой-то новый вид искусства - который не просто ломает "четвёртую стену", а который пытается стереть её вообще и заставить нас забыть, где она находилась.
Уровней интеграции выдумки в реальность и наоборот - много.
Вот, например, есть такие вещи, как "Marble Hornets", которые создают впечатление документальности происходящего. Смотрите-как-всё-было. Вот ютубовский канал человека, с которым происходили события, и куда он выкладывал видеозаписи, отснятые в процессе происходящей жести. Вот его твиттер, а вот - ютубовский канал других героев истории, которые вступали в общение с этим человеком и друг с другом при помощи видео.
Зрители/читатели наблюдают за происходящим буквально "в режиме реального времени", но остаются читателями/зрителями. К моменту, когда у "Marble Hornets" окончательно кристаллизовался чёткий сюжет, участие читателей/зрителей в происходящем постепенно свелось к нулю. Они могли сколько угодно расшифровывать коды и строить теории - это никак не влияло на историю.
А потом были Tribe Twelve и EverymanHYBRID, и многие другие влоги и блоги. Они подхватили идею Marble Hornets и сделали ещё один шаг к том, чтобы смешать реальное с воображаемым. Насколько я знаю, их герои не только выкладывают записи о том, что начало происходить с ними, когда в их жизни вмешался Слендер, но и охотно вступают в диалоги/полилоги со зрителями/читателями. Отвечают на вопросы, обсуждают ситуацию... ну, насколько им позволяет их бедственное положение. И включённые в ситуацию зрители/читатели выспрашивают информацию, всерьёз делятся соображениями, активно сочувствуют, критикуют те или иные действия, дают советы, строят предположения, предлагают помощь если не физическую, то хотя бы моральную.
Участие зрителей/читателей становится частью произведения. Даже несмотря на то, что сюжет пока ещё в целом развивается без их влияния.
Другие идут ещё дальше. И включают в сюжет элементы ARG - Alternate Reality Game. Штука это не новая, и желающие могут почитать вот эту статью по теме и впечатлиться. Ну или вот статья на русском в Википедии, но она не такая увлекательная, и там не хватает конкретики. Вкратце, ARG - это такой тип сюжета, раскрытие которого/продвижение по которому зависит от действий зрителей. От того, смогут ли они что-то расшифровать или обнаружить; действия, совершаемые зрителями/читателями в реальном мире, а также мыслительные процессы, которые совершают зрители/читатели, влияют на происходящее - по крайней мере, позволяют сюжету развиваться, даже если они не властны над направлением этого развития.
Можно сделать ещё шаг вглубь диффузии вымысла в реальность и наоборот. Например, диалоги/полилоги героев с читателями/зрителями могут стать не просто источником дополнительной сюжетной информации - они могут быть введены непосредственно в канву повествования. Они могут повлиять на слова и поступки героев, и в итоге, вполне возможно, - повлиять на сам ход сюжета. "Многие посоветовали мне сделать то-то и то-то - что ж, вполне возможно, в этом есть резон. Я попробую.", "Мне указали на то, что на одной из видеозаписей, которые я выложил, есть ЭТО. Чёрт, а ведь я даже не заметил, когда сам просматривал. М-да, это заставляет меня иначе посмотреть на ситуацию", "Тут выдвинули теорию, которая может объяснить происходящее, и которое состоит в том-то и том-то... что ж, вполне похоже на правду. Я попытаюсь проверить, и если у меня получится..." - в общем, принцип вы поняли. Даже пусть генеральная линия сюжета всё ещё остаётся за автором - читательский фидбэк, обратная связь всё равно уже являются неотъемлемой его частью. "Четвёртая стена" стёрта.
Куда дальше, казалось бы?
Оказывается, есть куда.
Я прочла Dreams in Darkness. Полноценное художественное произведение, которое состоит из постов в основном блоге, спойлер! даже если вы хотите его увидеть, не нажимайте сюда, пожалуйста, пока не дочитаете хотя бы до конца абзаца; и на все прочие спойлеры в этом абзаце тожекоторый, подразумеваясь как слендерблог, в соответствии с неписаным правилом утверждал, что описывает события, произошедшие в действительности, потом постепенно включил в себя элементы крипоты и мистики с утверждениями, что "это всё правда", потом поднял над этим занавес и разъяснил, что это всё была выдумка, а правда - вот она; и "правда" становилась всё криповей и криповей и криповей, всё ещё подразумеваясь как слендерблог с документальностью, пока в конце не оказалось, что большая часть из этого - всё-таки выдумка... но выдумка совершенно другого порядка и на совершенно ином уровне, которые можно было бы предположить; и происходящее не находилось ни в реальности, ни в субреальности со Слендером, а в воображении - но при этом было ближе к нашей основной реальности без-Слендера, нежели любая другая история из подобных, и перекликалось с ней гораздо теснее, практически совмещая фигуры героя и автора каким-то новым, доселе мною невиданным способом, да ещё и обыгрывается сам процесс творчества, при этом оказываясь одновременно и литературными фантазиями, и особой формой восприятия реальности не совсем здоровой головой героя, и всё это параллелится, и отражается друг в друга относительно простым и изящным, но при этом совершенно головоломным образом; простите, у меня нет слов, чтобы это объяснить; мозг коллапсирует при попытках осознать всё это и понять взаимоотношения, связывающие все эти слои реального и воображаемого;, в ещё одном блоге, спойлер который, начинаясь как фейковый слендерблог уже в пределах реальности второго порядка, той реальности, в которой изначально происходили события основного - потом "сменил автора" и стал её частью (перестав быть при этом фейковым слендерблогом, но при этом подразумеваясь для читателей как часть настоящего слендерблога); и всё для того, чтобы опять же, оказаться частично выдумкой, но выдумкой, опять же, совершенно особого порядке и на уже своём собственном слое "реального" и "выдуманного" - и что самое страшное для пытающегося всё это понять мозга: практически невозможно отследить, где заканчивается воображаемое одного порядка и начинается воображаемое другого порядка, и где одна субреальность переходит в другую; и в итоге оно оказывается одновременно и слендеблогом и не слендерблогом, но при этом совершенно не в том качестве, в котором оно подразумевалось изначально в реальности основного блога, и даже не в том, в котором оно подразумевалось негласными правилами игры the Slender Mythos! да, теперь можно стучаться головой о стенку и что ещё более упоротое, всё это не перестаёт быть вполне чётко упаковано в сюжетную оболочку и разложено по полочкам, и подано аккуратно, ёмко, компактно, вменяемо и ясно, без всякой дополнительной мути; да оно одновременно и простое, вполне очевидное, лежащее на поверхности, без глубинных смыслов, - и замороченное до такой степени, что можно сломать себе мозг, пытаясь понять, как эти все слои теперь друг с другом соотносятся и в твиттере, спойлеркоторый, в итоге сам по себе не добавляет дополнительных слоёв особо, кроме тех, что создаются самим его наличием и фотографиями, которые в него постятся, но служит дополнительным полем для выражения всего того, о чём говорилось в прошлых двух спойлерах этого абзаца , и комментариев под ними, которые являются полноправной частью истории (чего уж там, развязка истории происходит именно в комментариях к последнему посту, а не в нём самом!) - причём комментарии эти не только влияют на происходящее тем образом, который был описан мною выше, но ещё и написаны вперемешку с аккаунтов реальных людей (часть из которых - мимопроходящие, которые, в принципе "в теме", но при этом оставляют только лишь нерелевантный "информационный шум", не въезжая в ситуацию; ещё часть - мимопроходившие и оставшиеся, вовлёкшиеся в происходящее, вступающие в диалог/полилог с героями и сами ставшие, по сути, вполне персонажами, косвенными участниками истории; и ещё часть - in character от лица героев других Слендерблогов; все они принимают за данность, что события этого блога происходят в реальности the Slender Mythos спойлер (и они ошибаются; как минимум отчасти) и с аккаунтов персонажей, созданных автором спойлери, как оказывается потом, часть их этих аккаунтов была создана как бы "вдвойне" - в том числе, ГГ тоже; и некоторые из этих людей являются, таким образом, выдуманными в квадрате: сперва изначальным автором, потом - героем; или отчасти выдуманными, отчасти нет, и что в этом всё, пожалуй, самое-самое - часто невозможно отличить одних от других. Да и не хочется особо. Какая, в сущности, разница - кем именно написаны были в комментариях к посту все те слова, которые заставляли думать, переживать, испытывать эмоции? Какая разница, что из этого было задумано частью истории изначально и принадлежит воображению автора - а что стало частью происходящего в процессе? Если и то, и другое в итоге одинаково это всё составляют, если одно уже не может существовать без другого, если границы между одним и другим стёрты? Если воображаемые личности, за которыми стоит лишь образ в авторской голове, и личности, за которыми стоят реальные люди по ту сторону экрана - одинаково живые, одинаково во всём участвуют, и их друг от друга в пределах этого художественного произведения не отличишь?
А ещё - ситуация с The Arsonist'oм.
большой и страшный спойлер
Все произведения, в которых фигурируют герои с раздвоением личности, сами по себе являются несколько майндфаковыми. Ну, по дефолту.
А что если вдруг окажется, что вторая личность - выдумана? причём выдумана не автором, а героем произведения?
Выдумана, потому что он преследовал какие-то свои цели.
Но нет, это не значит, что он был психически здоров.
Вообще-то, он как раз-таки был психически болен. И именно по этой причине выдумал себе вторую личность. Которой у него вообще-то не было.
А может быть, и не выдумал. Вообще-то, для читателей в итоге так и остаётся неизвестным, была выдумана главным героем его вторая личность, или она правда существовала и действовала в сюжете.
И вот если она правда существовала и действовала - то... когда именно?
Что из написанного было сфальсифицировано ГГ? Что было действительно от лица Арсониста? Всё с начала и до конца? Ничего - с начала и до конца? Где-то между? Тогда - с какого момента? Где заканчивается реальность и начинается игра воображения? Где заканчивается игра воображения и начинается бред разума, поражённого психическим отклонением? А если речь заходит о психических отклонениях - где результат одного, и где результат другого? И какое из психических отклонений является существующим в пределах субреальности, а какое - воображаемым дважды - и автором, и героем? И были ли у второй личности те психические траблы, о которых он заявлял, или они являются плодом воображения того, кто в свою очередь является, возможно, и сам - плодом воображения человека, который, в свою очередь, плод воображения ещё одного человека?
Люди, читающие художественные произведения, привыкли соблюдать определённый негласный договор. Да, разумеется, в ещё большем масштабе, нежели тот негласный договор, скрепляющий вместе людей, вовлечённых в The Slender Mythos, о котором я говорила раньше. Тот договор, о котором говорю я сейчас - всеобъемлющий, вписанный, пожалуй, в саму человеческую природу. И заключается он в том, чтобы считать тех, кто действует в пространстве художественного произведения, воображаемом пространстве - живыми. Личностями. Теми, за кого можно переживать, теми, кому можно сочувствовать. Теми, в кого веришь - пусть даже эта вера ограничена рамками выдуманной реальности. Они существуют. Пусть и это - существование несколько иного рода, чем наше человеческое существование из плоти и крови, с материальными телами в материальном мире.
продолжение спойлераИ вот от этой ситуации с Арсонистом возникают очень, очень странные чувства. Сбивающие с толку.
Потому что, когда читаешь блог, то воспринимаешь Арсониста как личность.
Он живой. Он действует, он размышляет, он вступает в переписку, он реагирует, он рефлексирует, он испытывает эмоции, у него есть свои желания и свои цели, и своё отношение к происходящему, а ещё - к связанным с ним каким-то образом людям. Он грустит, радуется, возмущается, обижается, ошибается, критикует, пытается заниматься самоанализом, очень по-человечески сам себе противоречит, очень по-человечески субъективен; ему даже можно высказать своё мнение о нём, и он на это что-нибудь ответит, если посчитает нужным, захочет или сможет.
Ему можно симпатизировать или испытывать к нему антипатию, сопереживать ему или порицать его действия, или и то, и другое сразу; да чего уж там! мне кажется, самые сильные моменты в DiD были именно в переписке с ним - причём и с его стороны, и со стороны других участников диалога/полилога Я, наверное, никогда не забуду, какую бурю смешанных разнонаправленных, сменяющих друг друга противоречивых эмоций я испытала от одного из постов, обращённого к Арсонисту.
И потом вдруг оказывается, что он, вполне возможно, был выдуман.
И вот. Ну то есть.
Разумеется, всё это время ты прекрасно знал, что вообще всё это - выдумка. Что не существует ни Дэмиена, ни Арсониста, ни половины всех прочих чуваков, в том или ином качестве фигурирующих в сюжетной канве во всей её многогранности и многослойности. Но запихивал это знание куда-то на задворки своего сознания в соответствии с правилами игры - и верил в то, что они живые и настоящие. Переживал, как за родных.
И тут вдруг оказывается, что этот человек, эта личность, за которую так переживал, которому сочувствовал, к которому испытывал целую гамму различных эмоций - его, возможно, никогда не было. Вообще не было. Что он, вполне вероятно, не существовал в пределах той реальности, в "настоящесть" которой ты согласился верить.
И это выносит мозг.
Потому что -
но... но... как... он не мог быть выдуман! он был таким настоящим, такой личностью, с характером, чёрт возьми, с индивидуальностью, со всем прочим, что составляет человека (кроме, может быть, собственного тела)!.. не может быть! наверное, он всё-таки существовал, не мог Дэмиен вот так взять и сочинить его, пусть даже под психическим отклонением! причём как минимум отчасти - сочинить, вполне осознавая, что делает, понимая где-то там, что вводит людей, которые верят ему, читают его блог - в заблуждение и обман, заставляя сопереживать тому, кого никогда не существовало!
а потом вспоминаешь:
чёрт, а ведь Арсонист в любом случае был выдуман - если не Дэмиеном, так по крайней мере тем, кто выдумал и Дэмиена, и Арсониста.
И в итоге вообще перестаёшь понимать, что чувствуешь по всему этому поводу. Потому что с одной стороны, не можешь не ощущать себя обманутым - потому что все твои эмоции и переживания были направлены на человека, которого скорее всего никогда не существовало - а ты, чёрт возьми, за него волновался!.. А с другой - разве это не то же самое, что переживать за любых персонажей в принципе? Их же тоже никогда не существовало. Они же тоже выдумка, плод воображения.
А с другой стороны, тогда чем Арсонист хуже?
Почему плод воображения реального человека может считаться личностью, живым, и мы воспринимаем это совершенно нормально - а плод воображения человека, в свою очередь выдуманного реальным человеком, уже не может, и мы начинаем воспринимать это, как обман? Так может, не стоит и его считать фальшивкой? Тем более... ну как? если он ощущался таким настоящим.
В общем, блин, сложно это всё, и я в какой-то полной эмоциональной и интеллектуальной растерянности.
The Slender Mythos мне продемонстрировали какой-то новый синтетический вид искусства, элементом которого являются игры со зрителем/читателем и с реальностью происходящего; а Dreams in Darkness довёл всё это до упора, до какой-то такой степени, которая до этого мне даже в голову не могла прийти. Это какие-то пятьдесят оттенков майндфака, dunno, которые вообще дали мне какое-то новое представление о майндфаке в принципе.
И жизнь моя никогда больше не будет прежней, лол. 