The act of observation changes the narrative
Читаю "Друга по переписке" Дэйтана Ауэрбаха (Dathan Auerbach, "Penpal").
Лол, я посмотрела сейчас на Амазоне, там в графе Customers Who Bought This Item Also Bought почти все книги знакомые. На всех двадцати страницах. Авв!
увлчн в дайри по клику


Вообще-то я собиралась читать "In the Woods" Таны Френч.


Но потом передумала, потому что.
цитата из обзора на гудридзеЖирный шрифт - автора рецензии
"This book is brilliantly cruel - a story of deep and painfully real psychological f*ckery masquerading as a murder mystery. There's nothing "feel good" about it. If you like a book to leave you feeling warm and fuzzy at the end, it's not for you. If you like neat resolutions - it's not for you (and if you already read this book, you know exactly what I'm talking about). If you hate being left with a new question for each question that this story answered - well, yet again, it's not a book for you.
<...>
Rob Ryan is a detective in the (imaginary) Dublin Murder Squad, assigned to investigate a senseless murder case of a 12-year-old ballet dancer Katy in a little town of Knocknaree. What his supervisors don't know is that 20 years ago he was among the three children who went to play in the woods near Knocknaree, and was the only one to come back under unbelievably strange circumstances, wearing shoes full of blood, and with no memory of what happened to his best friends who forever disappeared in the woods. The investigation forces Rob to revisit the place that has such painful associations for him, and slowly, day by day, rips his heart to shreds and destroys him a little bit at a time. And it's not the murder story (stories?) but Rob's despair, mistakes, pain, and downward spiral and self-destruction that makes this book so painfully real and fascinating to read. It is a reminder that our worst monsters ultimately do live within ourselves, and that we are our own worst enemies even without ever meaning to be.
<...>
This book takes us onto a journey to the sadness and bleakness and hopelessness. The mystery of what happened twenty years ago to Rob, the psychological fallout he still suffers from decades later, the senselessness of the new murder, <...>, the burden of crushing loneliness, the habitual cruelty of the world, the casual mentions of the depressing parts of the society like the persistent corruption. None of this is a feel-good reading. None of this has a resolution that the readers hope for (or any resolution at all for some of the above!). It is painful and yet touching and beautiful, and so unbelievably close to perfect - at least it was for me." (с) Nataliya
Короче, хотя мне очень хотелось её прочесть, я поняла, что нет. Пока нет. Я за последние две прочитанные книги, "Я - посланник" Маркуса Зузака ("I am the Messenger", Markus Zusak) и "Peter Pays Tribute", Liana Burnside немного морально восстановилась - господи, почему я раньше не понимала, какое счастье хэппи-энды?? - но не до такой же степени! Чтобы восстановиться до такой, нужно, наверное, два месяца провести на книгах, которые "leave you feeling warm and fuzzy at the end" (цитата из цитаты из обзора выше).
Потому я взялась за "Last Days" Адама Невилла. И это даже было клёво и мне нравилось. Но тут случайно наткнулась на "Penpal" и просто не смогла пройти мимо.
Потому что:
Аннотация и всё такое прочее; спойлеров нет или почти совсем нетАннотация:
In an attempt to make sense of his own mysterious and unsettling childhood memories, a man begins to reconstruct his past. As the games and adventures of his youth become engulfed by a larger story, he finds that it forms a tapestry of unbelievable horror that he never could have expected.
Each chapter completes a different piece of the puzzle for both you and the narrator, and by the end of it all, you will wish that you could forget what he never knew. (с)
"Пытаясь разобраться в своих загадочных и тревожных детских воспоминаниях, главный герой начинает восстанавливать своё прошлое. Игры и забавы, которым он предавался в детстве, оказываются частью истории куда более значительной, и он обнаруживает, что отдельные нити воспоминаний складываются в единый гобелен, столь невыразимо ужасный, что он и предположить не мог.
Каждая глава даёт ключ к разгадке ещё одной части головоломки - и для вас, и для рассказчика. И к тому моменту, когда история подойдёт к концу, у вас останется единственное желание: забыть то, о чём главный герой находился до сих пор в неведении. " (мой примерный перевод)
Ну в общем, я посмотрела на это. Вот так: О_о. Потом вот так: о_О Потому что... а тут the Slender Mythos случайно где-то рядом не пробегал?
Ну или хотя бы веб-ориджинал, вдохновлённый сабжем, пусть и без собственно Слендера. Потому что... ну...
А потом я пошла посмотреть на гудридз и свалилась.
"Penpal began as a series of short and interconnected stories posted on an online horror forum. Before long, it was adapted into illustrations, audio recordings, and short films; and that was before it was revised and expanded into a novel!" (с)
Ну что ж, не классический крипиблог, но таки веб-ориджинал! Неплохо, Звее, глаз-апмаз. :3
Причём даже хорошо, что изначально это было в формате всё-таки историй (пусть и псевдодокументальных), а не крипиблога с интерактивностью. Я довольно-таки скептически отношусь к возможности книгоадаптаций таких вещей. Форма в этом случае слишком важна, и если её убрать, но история потеряет очень многое. Например, автор Dreams in Darkness, о котором я рассказывала уже раньше (о слендерблоге, а не об авторе), собирался написать книгу на основе своего творения (не знаю, с каким результатом, похоже, он всё-таки этого так и не сделал). Причём в конце сюжет должен был пойти по другому пути, и финал должен был быть совсем другим - таким, как задумывалось изначально. Дело в том, что из-за интерактивности и ответов людей, читавших блог и вносивших свою лепту в происходящее, ему пришлось адаптироваться и повести сюжет по другой колее, и теперь у него незакрытый гештальт. НО. Фигня в том, что что бы ни задумывал автор, именно получившийся у него результат вынес мне мозг и заставил мысленно восхищённо материться. Если бы оно было иначе, и если бы оно было книгой, не вышло бы стирания четвёртой стены, не вышло бы многослойной игры между нарративом, реальностью и псевдореальностью, которая меня так впечатлила. Это была бы просто книга, одна из многих подобных, и всё. Так что если автору хочется написать книгу - отлично, замечательно. Но в принципе и того, что он уже сделал, более чем достаточно - вряд ли из этой истории получилось бы что-то лучше, чем она уже есть.
Что же насчёт "Друга по переписке"... Я прочла уже больше половины. И знаете, несмотря на то, что прекрасно понимаешь, что это хоррор и крипота, и вряд ли это всё как-то хорошо закончится, и дальше будет хуже и совсем пиздец, наверное - всё равно это какая-то очень уютная книга. По крайней мере, для меня она очень уютная. Причём это не такой уют, каким я иронично называю мои родные майндфак, Тлен, Пиздец и Безысходность, из которых чуть более чем наполовину состоит то, что я в основном читаю. А вот именно всерьёз мне в этой книге тепло, комфортно и уютно. Может быть, дело в голосе автора или в чём-то ещё, не знаю. Может быть, в том, что в ней рассказываются детские воспоминания, и знаете, оно выглядит и звучит, как те увлекательные детские книги, которые я читала давным-давно, когда ещё была ровесницей главных героев. Истории об играх и приключениях с нотками крипоты и сказочности одновременно, которые читать одновременно страшновато и очень увлекательно.
И если честно, мне тут как-то особенно не хочется, чтобы в конце произошла какая-то совсем жесть. Не хочется, чтобы пересекли грань, после которой книга мне станет неприятна. У вещей, которые изначально начинаются довольно жёстко (например, та же серия Дэна Уэллса про Джона Кливера) эта грань отстоит гораздо дальше, и они должны стать очень чернушными, чтобы я прониклась к ним отвращением. Но тут как-то не хотелось бы, чтобы дошло до откровенной жести. И особенно не хотелось бы откровенной графической жести. Автор проделал прекрасную работу, сплетая вокруг ГГ паутину жутковатых событий - но в них никогда не было ясности, и мы не знаем, что или кто угрожает герою, не сталкиваемся с этим лицом к лицу. Да чего уж там - и проявления всего этого находятся на грани нормального с ужасным или сверхъестественным, никогда не пересекая её. Опасность ходит рядом, иногда дышит в шею, но почти не проявляет себя прямо - только звуком шагов, таинственными записками, оставленными напоминаниями, шорохами... И вот это незримое присутствие невероятно атмосферно, и мне очень не хотелось бы, чтобы всё это аккуратное повествование полутонами и косвенными намёками потом вылилось во что-нибудь откровенное и графическое.
Ну что ж, посмотрим.
Из минусов я пока вижу только то, что психологический возраст героя мне кажется несоответствующим заявленному. Пока четыре из шести историй произошли в период с шести лет по десять, но я бы во всех случаях накинула ГГ года по четыре, а то может быть и больше - по тому, как он себя ведёт, о чём думает, о чём разговаривает с другом, и так далее. Кстати говоря, совершенно обратная история была в прочитанном мной совсем недавно "Peter Pays Tribute" - там, наоборот, ГГ мне казался всё время младше заявленного возраста. Вот там я бы как раз дала, наверное, лет десять, ну одиннадцать-двенадцать максимум. И поэтому каждый раз выпадала в осадок, когда ГГ принимался рассуждать о сексе или чём-то таком подобном, лол.
Причём там тоже за исключением вот этой фигни с возрастом книга в целом была отличная и читалась очень хорошо. Вряд ли я уже напишу про неё отдельный пост, так что хотелось бы сказать пару слов в этом. Повествует она о подростке, который не разговаривает. Не потому что совсем немой от рождения, а потому что не хочет. Вот уже год как. Однажды в период подросткового бунта он решил замолчать и не произносить больше ни слова, чтобы порвать окружающим шаблон. А то навесили на него ярлык тихони-ботана со странностями, да и исключили из своей картины мира, не тратя больше на него мыслей. Но Мэтту, как и большинству подростков, хотелось быть особенным, хотелось бы замеченным, хотелось быть кем-то, и в первую очередь - кем-то в глазах других. И он сделал единственное, на что был способен, если учесть все его фобии и социальные неврозы - перестал разговаривать.
В школе его молчание заметили только на третий день - когда надо было вслух отвечать на уроке. В семье - только через две недели. Когда отцу позвонил насчёт проблемы обеспокоенный классный руководитель. Так Мэтт понял, что всем на самом деле действительно положить на все его подростковые бунты. И замолчал совсем.
В большой плюс книге - что обычно ожидаешь от таких героев забитости, какого-то клейма жертвы, виктимности и переломанной психики. Но при том, что у Мэтта неврозы и фобии более чем реальны (хотя иногда кажется, что он их выдумал, чтобы прибавить себе индивидуальности, особенности и значительности; и может быть, отчасти это даже так и есть) - он не производит впечатления замученного. Он не Broken Bird. Он боооолее чем жизнеспособный и местами очень вредный подросток, который не собирается быть удобным ни для себя, ни для других, часто - из чистого упрямства. Да и окружающие к нему относятся, если посмотреть по факту, более чем нормально, какие бы мрачные мизантропические и социофобные мысли он о них ни думал. Да, у него с отцом (всё, что осталось от семьи) сплошное взаимонепонимание и взаимное хождение по больным мозолям - но он сам пытается проявить гораздо меньше понимания к окружающим, чем зачастую они - к нему.
Так что дорога к пониманию в семье и принятию школы (и им самим - её и людей, которые там находятся, и ею - его) будет тернистой. Но Мэтту очень повезло на клёвых людей. На клёвых конструктивных и адекватных людей с прокачанной этикой, которые смогут найти путь даже через эту скорлупу и не только закомфортить его, но и изменить к лучшему. В конце концов, он правда ведь не был врожденным эгоцентриком и состоявшимся мудаком - его молчание и поведение было чем-то вроде защитной реакции на траблы, которые всё-таки объективно более трабловые, чем у среднестатистического подростка, да ещё наложились на изначально не самую здоровую психику. Ну и каг бэ да, всегда приятно смотреть, как люди меняются к лучшему, и ещё приятнее - когда кого-то морально пострадавшего комфортят, а тут в целом об этом вся книга. Тут есть свои драматичные моменты, да это и понятно - сама тема, которую автор раскрывает, достаточно непростая и серьёзная. Но в целом книгу читать именно что приятно, и по её прочтении остаётся чувство глубокого морального удовлетворения. Это как раз одна из тех книг, которые "leave you feeling warm and fuzzy at the end" эта фраза звучит тут уже третий раз, лол.
И к тому же, тема для меня была очень родная. Может быть, когда-нибудь я об этом расскажу поподробнее, но пока завершаю это полотнище, а то оно и без того длинное.
Лол, я посмотрела сейчас на Амазоне, там в графе Customers Who Bought This Item Also Bought почти все книги знакомые. На всех двадцати страницах. Авв!
увлчн в дайри по клику


Вообще-то я собиралась читать "In the Woods" Таны Френч.


Но потом передумала, потому что.
цитата из обзора на гудридзеЖирный шрифт - автора рецензии
"This book is brilliantly cruel - a story of deep and painfully real psychological f*ckery masquerading as a murder mystery. There's nothing "feel good" about it. If you like a book to leave you feeling warm and fuzzy at the end, it's not for you. If you like neat resolutions - it's not for you (and if you already read this book, you know exactly what I'm talking about). If you hate being left with a new question for each question that this story answered - well, yet again, it's not a book for you.
<...>
Rob Ryan is a detective in the (imaginary) Dublin Murder Squad, assigned to investigate a senseless murder case of a 12-year-old ballet dancer Katy in a little town of Knocknaree. What his supervisors don't know is that 20 years ago he was among the three children who went to play in the woods near Knocknaree, and was the only one to come back under unbelievably strange circumstances, wearing shoes full of blood, and with no memory of what happened to his best friends who forever disappeared in the woods. The investigation forces Rob to revisit the place that has such painful associations for him, and slowly, day by day, rips his heart to shreds and destroys him a little bit at a time. And it's not the murder story (stories?) but Rob's despair, mistakes, pain, and downward spiral and self-destruction that makes this book so painfully real and fascinating to read. It is a reminder that our worst monsters ultimately do live within ourselves, and that we are our own worst enemies even without ever meaning to be.
<...>
This book takes us onto a journey to the sadness and bleakness and hopelessness. The mystery of what happened twenty years ago to Rob, the psychological fallout he still suffers from decades later, the senselessness of the new murder, <...>, the burden of crushing loneliness, the habitual cruelty of the world, the casual mentions of the depressing parts of the society like the persistent corruption. None of this is a feel-good reading. None of this has a resolution that the readers hope for (or any resolution at all for some of the above!). It is painful and yet touching and beautiful, and so unbelievably close to perfect - at least it was for me." (с) Nataliya
Короче, хотя мне очень хотелось её прочесть, я поняла, что нет. Пока нет. Я за последние две прочитанные книги, "Я - посланник" Маркуса Зузака ("I am the Messenger", Markus Zusak) и "Peter Pays Tribute", Liana Burnside немного морально восстановилась - господи, почему я раньше не понимала, какое счастье хэппи-энды?? - но не до такой же степени! Чтобы восстановиться до такой, нужно, наверное, два месяца провести на книгах, которые "leave you feeling warm and fuzzy at the end" (цитата из цитаты из обзора выше).
Потому я взялась за "Last Days" Адама Невилла. И это даже было клёво и мне нравилось. Но тут случайно наткнулась на "Penpal" и просто не смогла пройти мимо.
Потому что:
Аннотация и всё такое прочее; спойлеров нет или почти совсем нетАннотация:
In an attempt to make sense of his own mysterious and unsettling childhood memories, a man begins to reconstruct his past. As the games and adventures of his youth become engulfed by a larger story, he finds that it forms a tapestry of unbelievable horror that he never could have expected.
Each chapter completes a different piece of the puzzle for both you and the narrator, and by the end of it all, you will wish that you could forget what he never knew. (с)
"Пытаясь разобраться в своих загадочных и тревожных детских воспоминаниях, главный герой начинает восстанавливать своё прошлое. Игры и забавы, которым он предавался в детстве, оказываются частью истории куда более значительной, и он обнаруживает, что отдельные нити воспоминаний складываются в единый гобелен, столь невыразимо ужасный, что он и предположить не мог.
Каждая глава даёт ключ к разгадке ещё одной части головоломки - и для вас, и для рассказчика. И к тому моменту, когда история подойдёт к концу, у вас останется единственное желание: забыть то, о чём главный герой находился до сих пор в неведении. " (мой примерный перевод)
Ну в общем, я посмотрела на это. Вот так: О_о. Потом вот так: о_О Потому что... а тут the Slender Mythos случайно где-то рядом не пробегал?

А потом я пошла посмотреть на гудридз и свалилась.

"Penpal began as a series of short and interconnected stories posted on an online horror forum. Before long, it was adapted into illustrations, audio recordings, and short films; and that was before it was revised and expanded into a novel!" (с)
Ну что ж, не классический крипиблог, но таки веб-ориджинал! Неплохо, Звее, глаз-апмаз. :3
Причём даже хорошо, что изначально это было в формате всё-таки историй (пусть и псевдодокументальных), а не крипиблога с интерактивностью. Я довольно-таки скептически отношусь к возможности книгоадаптаций таких вещей. Форма в этом случае слишком важна, и если её убрать, но история потеряет очень многое. Например, автор Dreams in Darkness, о котором я рассказывала уже раньше (о слендерблоге, а не об авторе), собирался написать книгу на основе своего творения (не знаю, с каким результатом, похоже, он всё-таки этого так и не сделал). Причём в конце сюжет должен был пойти по другому пути, и финал должен был быть совсем другим - таким, как задумывалось изначально. Дело в том, что из-за интерактивности и ответов людей, читавших блог и вносивших свою лепту в происходящее, ему пришлось адаптироваться и повести сюжет по другой колее, и теперь у него незакрытый гештальт. НО. Фигня в том, что что бы ни задумывал автор, именно получившийся у него результат вынес мне мозг и заставил мысленно восхищённо материться. Если бы оно было иначе, и если бы оно было книгой, не вышло бы стирания четвёртой стены, не вышло бы многослойной игры между нарративом, реальностью и псевдореальностью, которая меня так впечатлила. Это была бы просто книга, одна из многих подобных, и всё. Так что если автору хочется написать книгу - отлично, замечательно. Но в принципе и того, что он уже сделал, более чем достаточно - вряд ли из этой истории получилось бы что-то лучше, чем она уже есть.
Что же насчёт "Друга по переписке"... Я прочла уже больше половины. И знаете, несмотря на то, что прекрасно понимаешь, что это хоррор и крипота, и вряд ли это всё как-то хорошо закончится, и дальше будет хуже и совсем пиздец, наверное - всё равно это какая-то очень уютная книга. По крайней мере, для меня она очень уютная. Причём это не такой уют, каким я иронично называю мои родные майндфак, Тлен, Пиздец и Безысходность, из которых чуть более чем наполовину состоит то, что я в основном читаю. А вот именно всерьёз мне в этой книге тепло, комфортно и уютно. Может быть, дело в голосе автора или в чём-то ещё, не знаю. Может быть, в том, что в ней рассказываются детские воспоминания, и знаете, оно выглядит и звучит, как те увлекательные детские книги, которые я читала давным-давно, когда ещё была ровесницей главных героев. Истории об играх и приключениях с нотками крипоты и сказочности одновременно, которые читать одновременно страшновато и очень увлекательно.
И если честно, мне тут как-то особенно не хочется, чтобы в конце произошла какая-то совсем жесть. Не хочется, чтобы пересекли грань, после которой книга мне станет неприятна. У вещей, которые изначально начинаются довольно жёстко (например, та же серия Дэна Уэллса про Джона Кливера) эта грань отстоит гораздо дальше, и они должны стать очень чернушными, чтобы я прониклась к ним отвращением. Но тут как-то не хотелось бы, чтобы дошло до откровенной жести. И особенно не хотелось бы откровенной графической жести. Автор проделал прекрасную работу, сплетая вокруг ГГ паутину жутковатых событий - но в них никогда не было ясности, и мы не знаем, что или кто угрожает герою, не сталкиваемся с этим лицом к лицу. Да чего уж там - и проявления всего этого находятся на грани нормального с ужасным или сверхъестественным, никогда не пересекая её. Опасность ходит рядом, иногда дышит в шею, но почти не проявляет себя прямо - только звуком шагов, таинственными записками, оставленными напоминаниями, шорохами... И вот это незримое присутствие невероятно атмосферно, и мне очень не хотелось бы, чтобы всё это аккуратное повествование полутонами и косвенными намёками потом вылилось во что-нибудь откровенное и графическое.
Ну что ж, посмотрим.
Из минусов я пока вижу только то, что психологический возраст героя мне кажется несоответствующим заявленному. Пока четыре из шести историй произошли в период с шести лет по десять, но я бы во всех случаях накинула ГГ года по четыре, а то может быть и больше - по тому, как он себя ведёт, о чём думает, о чём разговаривает с другом, и так далее. Кстати говоря, совершенно обратная история была в прочитанном мной совсем недавно "Peter Pays Tribute" - там, наоборот, ГГ мне казался всё время младше заявленного возраста. Вот там я бы как раз дала, наверное, лет десять, ну одиннадцать-двенадцать максимум. И поэтому каждый раз выпадала в осадок, когда ГГ принимался рассуждать о сексе или чём-то таком подобном, лол.
Причём там тоже за исключением вот этой фигни с возрастом книга в целом была отличная и читалась очень хорошо. Вряд ли я уже напишу про неё отдельный пост, так что хотелось бы сказать пару слов в этом. Повествует она о подростке, который не разговаривает. Не потому что совсем немой от рождения, а потому что не хочет. Вот уже год как. Однажды в период подросткового бунта он решил замолчать и не произносить больше ни слова, чтобы порвать окружающим шаблон. А то навесили на него ярлык тихони-ботана со странностями, да и исключили из своей картины мира, не тратя больше на него мыслей. Но Мэтту, как и большинству подростков, хотелось быть особенным, хотелось бы замеченным, хотелось быть кем-то, и в первую очередь - кем-то в глазах других. И он сделал единственное, на что был способен, если учесть все его фобии и социальные неврозы - перестал разговаривать.
В школе его молчание заметили только на третий день - когда надо было вслух отвечать на уроке. В семье - только через две недели. Когда отцу позвонил насчёт проблемы обеспокоенный классный руководитель. Так Мэтт понял, что всем на самом деле действительно положить на все его подростковые бунты. И замолчал совсем.
В большой плюс книге - что обычно ожидаешь от таких героев забитости, какого-то клейма жертвы, виктимности и переломанной психики. Но при том, что у Мэтта неврозы и фобии более чем реальны (хотя иногда кажется, что он их выдумал, чтобы прибавить себе индивидуальности, особенности и значительности; и может быть, отчасти это даже так и есть) - он не производит впечатления замученного. Он не Broken Bird. Он боооолее чем жизнеспособный и местами очень вредный подросток, который не собирается быть удобным ни для себя, ни для других, часто - из чистого упрямства. Да и окружающие к нему относятся, если посмотреть по факту, более чем нормально, какие бы мрачные мизантропические и социофобные мысли он о них ни думал. Да, у него с отцом (всё, что осталось от семьи) сплошное взаимонепонимание и взаимное хождение по больным мозолям - но он сам пытается проявить гораздо меньше понимания к окружающим, чем зачастую они - к нему.
Так что дорога к пониманию в семье и принятию школы (и им самим - её и людей, которые там находятся, и ею - его) будет тернистой. Но Мэтту очень повезло на клёвых людей. На клёвых конструктивных и адекватных людей с прокачанной этикой, которые смогут найти путь даже через эту скорлупу и не только закомфортить его, но и изменить к лучшему. В конце концов, он правда ведь не был врожденным эгоцентриком и состоявшимся мудаком - его молчание и поведение было чем-то вроде защитной реакции на траблы, которые всё-таки объективно более трабловые, чем у среднестатистического подростка, да ещё наложились на изначально не самую здоровую психику. Ну и каг бэ да, всегда приятно смотреть, как люди меняются к лучшему, и ещё приятнее - когда кого-то морально пострадавшего комфортят, а тут в целом об этом вся книга. Тут есть свои драматичные моменты, да это и понятно - сама тема, которую автор раскрывает, достаточно непростая и серьёзная. Но в целом книгу читать именно что приятно, и по её прочтении остаётся чувство глубокого морального удовлетворения. Это как раз одна из тех книг, которые "leave you feeling warm and fuzzy at the end" эта фраза звучит тут уже третий раз, лол.
И к тому же, тема для меня была очень родная. Может быть, когда-нибудь я об этом расскажу поподробнее, но пока завершаю это полотнище, а то оно и без того длинное.
@темы: книги