The act of observation changes the narrative
Встретила в треде на форуме по интерактивному фикшену дельную мысль, которая вроде бы относительно очевидна, но была очень изящно сформулирована, мне прямо понравилось. Что самое интересное, человек её вообще не преподносил как некое суперзначимое высказывание. Она была одним из звеньев в цепи рассуждений, и не более того. Но меня зацепило. :D

Относилась она конкретно к текстовому творчеству, но её запросто можно расширить и на другие виды деятельности.

А сказал человек вот что:

"Если ты делаешь что-то значимое, негативный фидбэк будет в любом случае. Ты не можешь ничего поделать с этим фактом. Кому-нибудь по тем или иным причинам сделанное тобой обязательно не понравится.

Но в твоих силах повлиять на то, какого именно рода будет тот негативный фидбэк, который ты будешь получать."

Ну и как-то очень да. :D

Это, кстати, ещё связалось в моём мозгу со статьёй Марка Мэнсона, где он говорит, что при выборе деятельности, которой ты хочешь себя посвятить, гораздо важнее задавать себе не вопрос "что мне нравится?"/"от чего бы мне хотелось получать удовольствие?" (What do I want to enjoy?), а вопрос "какую боль я предпочёл бы переносить"/"какие проблемы я предпочёл бы решать?" (What pain do I want to sustain?). Потому что мечтать об успехе легко и приятно, равно как и представлять, как тебе будет круто, когда ты будешь пожинать плоды своей деятельности/снимать сливки. Но чтобы насладиться плодами своих трудов, сперва нужно вложить тонны времени и усилий - ну и каг бэ да, одно дело, если сам процесс вложения не приносит тебе ничего, кроме усталости и страданий, а другое дело - если ты получаешь удовлетворение от него тоже, несмотря на то, насколько сложно это иногда бывает и сколько от тебя требует. :nope: В первом случае своей цели ты вряд ли добьёшься, а даже если доползёшь каким-то образом - ещё вопрос, стоила ли она того, чтобы ради неё настолько ухудшать качество своей жизни. Во втором же - преодоление препятствий будет не только отбирать энергию и подтачивать волю, но и наоборот, давать, в какой-то мере компенсируя потраченное.

Ну и вот, я не знаю, все ли найдут это полезным - но я точно нашла. :3

@темы: всякое

Комментарии
15.08.2017 в 00:32

Лет 10 назад, в период активного фанфикописания, я надеялась, что с возрастом стану менее восприимчивой к негативному фидбэку. Но, к сожалению, этого не произошло, разве что совсем чуть-чуть. Мало того, появилась новая демотивация - "Раз вы на мои работы наезжаете, то, может, не стоит тратить нервы и лучше перестать писать? Так будет жить спокойнее, а то устала от критики". С ней сложно бороться, как и с привитым еще с детства родителями чувством, что моё творчество никому не нужно. Мама любила такое повторять. Она несостоявшаяся оперная певица, решившая еще в юности вместо оперной школы пойти учиться на технолога хлебобулочной продукции, потому что это прагматичнее, и родители ей говорили, что творческие профессии якобы не смогут ее прокормить. Она и сейчас говорит, что художники, музыканты и т.д., если только они не супергении и не везунчики с деньгами на пиар - люди пропащие и им светит только нищета. Ладно, ко мне это не относится, т.к. образование у меня айтишное, а творчество - лишь хобби. Но и про хобби она меня с детства здорово демотивировала постоянными повторениями, что творчество-хобби тем более никому не нужно, и я сама со временем повыбрасываю всё, что творила (ха, это не сбылось, я до сих пор храню свои детские рисунки и тексты, даже на новую квартиру их перевезла).
И казалось бы, прошло много лет, пора бы уж давно избавиться от этой демотивации - но нет, ощущение ненужности моей деятельности преследует до сих пор, причем последние несколько лет стало даже сильнее. Наверное, в связи с тем, что я ушла из фандома, где была более-менее востребована, и где все друг другом активно интересовались, в фандом, где так и не прижилась, где на новичков всем пофиг и такой движухи нет, т.к. его расцвет закончился лет 5 назад, еще до моего прихода.

Вот эта проблема ненужности плодов твоих усилий, проблема недостатка вообще какого-либо фидбэка, для большинства не-талантов и не мастеров самопиара - она едина, применима к очень многим видам деятельности. Начинаю понимать, что хуже плохих отзывов - их отсутствие вообще.

Но в твоих силах повлиять на то, какого именно рода будет тот негативный фидбэк, который ты будешь получать.
Есть такое, причем даже в рамках одного вида деятельности. О чем пишешь тексты - то и ругать будут.
15.08.2017 в 11:53

The act of observation changes the narrative
Вла, Но и про хобби она меня с детства здорово демотивировала постоянными повторениями, что творчество-хобби тем более никому не нужно, и я сама со временем повыбрасываю всё, что творила (ха, это не сбылось, я до сих пор храню свои детские рисунки и тексты, даже на новую квартиру их перевезла).

Чёрт, звучит ужасно. :[ Тут и при нейтральном или даже поддерживающем отношении окружающих постоянно грызёт червяк сомнения: а стоит ли этим вообще заниматься, тратить время и силы? а нужно ли оно кому-нибудь? а есть ли смысл? и неужели и без меня не напишут, гораздо лучше?
Не могу даже представить, насколько тяжело что-то делать, если ближайшие люди прямым текстом обесценивают твою деятельность и внушают, что всё бессмысленно. Сочувствую. =\

У меня такого не было, но ощущение, что то, что я делаю, никому не нужно - вполне. Особенно если учесть, что у меня вечно мелкофэндомы, специфические АУшки, какие-то очень узкие ниши: и потому что интересны вещи, которые совершенно необязательно интересны большинству читателей, и потому что мне банально некомфортно "на общем поле", писать о том, о чём уже много написано и что неизбежно будут сравнивать друг с другом. И с одной стороны, очень помогает ориентировка на внутреннюю мотивацию и мысль о том, что как минимум одному человеку то, что я делаю, нужно - мне. И что написание текстов, воплощение через них идей и персонажей - это важная часть моей жизни, которая приносит мне немало удовольствия, что-то развивает внутри меня и вносит в меня и мою жизнь новое. Это очень помогает что-то делать, даже если знаешь, что никто это скорее всего не прочтёт, а если даже прочтёт, то не отзовётся.
А с другой стороны - эта же самая ориентировка на внутреннюю мотивацию, а не на читателей, оказывает дурную услугу, потому что в итоге по факту я пишу очень мало и часто бросаю тексты в процессе. Если я уже всё продумала в голове, смысл выносить на бумагу? Если меня текст уже не совсем удовлетворяет, и появилось что-то новое, больше отвечающее моим теперешним интересам, зачем заканчивать?.. И в итоге выходит, что даже если бы от моих работ теоретически был кому-то толк и удовольствие, всё равно читатели их уже не увидят, потому что лично для меня эти тексты уже роль сыграли.

Так что тут свои плюсы и минусы. :0 И, наверное, общего рецепта и ответа на вопрос "делать или не делать" в итоге нет. Если для конкретного человека удовлетворение от делаемой работы перешивает затраченные усилия (какими бы ни были цели, какие бы он ни удовлетворял через это потребности) - то, видимо, да, нужно делать. Если же усилия тратятся, а по факту человек более несчастен и менее удовлетворён ситуацией, чем если бы занимался другим или, например, читал в это время книги или в игры играл, или общался с кем-то - то, видимо, оно и действительно не надо? О_о

Но насчёт фидбэка ещё один момент есть - зачастую люди, которым понравилось больше всего, как раз таки и молчат. Вот эти ситуации, когда черкануть автору пару строк/абзац кажется совершенно невозможным, потому что все твои мысли и эмоции по поводу просто невозможно уместить в абзац-два, даже сама мысль об этом кажется непредставимой - а писать здоровенное полотнище, которое хоть немного бы отражало степень твоего восхищения работой, либо стрёмно, либо не доходят руки, либо вообще не знаешь, как подступиться.
А некоторые люди просто не особо контактные. Но при этом могут понять и прочувствовать произведение, как никто из отозвавшихся.

Я не слишком тешу себя мыслью, что так может быть с моими текстами, они для этого недостаточно хороши - но это утешает меня в ситуациях, когда становится обидно за какой-нибудь очередной мелкофэндом, за автора, написавшего что-нибудь охуенное, на что поступило полтора отзыва, за инди-разработчиков, которые ковырялись с плодом трудов своих два с половиной года, а фидбэка в итоге ноль...

Ну и опять же, сложный вопрос, что лучше - написать что-то, что прочитают многие и понравится многим, но будет для них сиюминутным развлечением, или сделать нечто, что оценят, может быть, единицы, зато оно реально останется с ними ещё надолго после непосредственно прочтения. :0

Вот эта проблема ненужности плодов твоих усилий, проблема недостатка вообще какого-либо фидбэка, для большинства не-талантов и не мастеров самопиара - она едина, применима к очень многим видам деятельности. Начинаю понимать, что хуже плохих отзывов - их отсутствие вообще.


Да, пожалуй.
Кстати, помню, когда мой первый выложенный на фикбуке фанфик разобрали на левом сайте на цитаты в плохом смысле - я, с одной стороны, конечно возмущалась, типа чо они понимают, а с другой - порадовалась, что ли. По крайней мере, он получил огласку, и в итоге его прочло гораздо больше людей, чем если бы он просто затерялся в глубинах фэндома, и большей части он даже в итоге понравился. :D
Ну, и есть ещё те редкие случаи, когда негативный фидбэк оказывается реально ценным и указывает на существующую проблему, а не просто говорит о том, что вы с читателем не сошлись во вкусах.

Есть такое, причем даже в рамках одного вида деятельности. О чем пишешь тексты - то и ругать будут.

Ага. Особенно эпично бывает, когда ругают за то, чего именно ты и добивался текстом. :lol: Когда, например, жалуются, что читать было противно, а оно и задумывалось, чтобы было противно, потому что описывались там не самые приятные вещи. В итоге то ли критика, то ли комплимент. :D

Ну, и если подходить в широком смысле - то реально, одна критика обычно бывает гораздо предпочитетельнее другой, и обычно что-то можно сделать с тем, чтобы получать более предпочтительную критику и не получать ту, которая для тебя действительно болезненна и задевает. Например, если я пишу текст на английском, мне будет очень неприятно услышать что-то вроде "куча ошибок и криво построенных фраз, видно, что писал человек, не знающий языка" - потому что это значит, что я не добилась одной из своих главных целей, писать на одном уровне с хорошо пишущими нэйтив спикерами. Или если под текстом, написанным с точки зрения специалиста в какой-то области, напишет реальный специалист и скажет, что написанное совершенно неправдоподобно и на самом деле оно всё не так, ещё и куча фактических ошибок. Это будет больно и печально, потому что, опять же, верибельное повествование с точки зрения специалиста в своей области и правильно вплетённый в текст фактический материал - это одна из основных целей, и то, чем буду гордиться, если оно получится. В итоге выходит, что такую критику я не хочу получать ни в коем случае - а значит, я могу повлиять на её получение, больше работая над текстом, лучше изучая язык, глубже закопавшись в матчасть.

Зато если, например, кто-то прикопается к моему русскому тексту с претензией, что фигли там присутствует персонаж небинарного пола, для которого используется отдельный набор местоимений и окончаний - ну, мнэ. С одной стороны, вроде как печалька, что человека это напрягло, а с другой - это его проблемы, а не на моей стороне, и то, что мой текст и меня за это ругают, не является поводом что-либо предпринимать. :nope: Неприятно, да, но получать такую критику меня вполне устраивает.

В итоге как-то так и формируется, в каком направлении работать над текстами и чьи запросы удовлетворять, а чьи нет. :0
15.08.2017 в 20:37

Наверное, у каждого фикописца есть ворох историй о критике и том, как он на нее отреагировал.
15.08.2017 в 21:15

The act of observation changes the narrative
Вла, подозреваю, что так. А у многих - ещё и ворох историй о той критике, которую они на самом деле не получили, но могли бы получить, и как они на неё бы отреагировали. :D