The act of observation changes the narrative
Я... досмотрела B: The Beginning.
Мне пока немного сложно говорить об этом, но я хочу это сделать, по свежим следам. По крайней мере, поговорить о концовке.
Дальше будут спойлеры.
спойлерная простыня более-менее структурированных мыслей
На последних сериях у меня всё более и более явственно начала оформляться мысль: этот тайтл – в первую очередь, про информационные структуры/нарративы. Про то, насколько твоя личность, твои мысли, твои действия, твоё психическое и физическое Я тем или иным образом закодировано в тебя: с помощью генов; с помощью историй, которые мы рассказываем сами себе и нам рассказывают другие; сверхъестественным способом (как, например, через глаз Коку или настоящего Минацуки). И про то, как можно поступать с этими нарративами: создавать нарратив лично для самого себя; насильственно насаждать свой нарратив на других людей; сопротивляться чужим нарративам – успешно или безуспешно.
Это был повторяющийся мотив.
Генетический код изменённых людей, которое заставлял их после двадцати начинать сходить с ума, испытывать агрессивные импульсы; отбирал у них контроль над собственным разумом и действиями, и единственное, чем можно было это предотвратить – принятие определённых химических веществ (я сперва думала, что это что-то вроде наркотика, пока не поняла, что дело обстоит в точности противоположным образом – это их единственный способ оставаться функциональными и собой; и тем болезненнее осознание, что человек, которого ты воспринимал, как ебанутого, кровожадного маньяка, совсем не этого хотел и не только не наслаждался убийствами, а и прилагал все усилия, чтобы этого избежать – выпрашивал одну ампулу за другой, принимал лекарство чаще и ещё чаще).
Формулы Кийта, которыми была исписана его комната, и которые, как оказалось потом, зашифровывали в себе визуальный образ Эрики.
Чужеродное ДНК, делающее из Коку нечеловеческое существо, – то, чего он, опять же, не хотел и не просил.
Глаз Коку, позволяющий переписывать воспоминания, т. е. менять нарратив в сознании человека – то, что он не использовал на других, но использовал на себя, чтобы изменить свои собственные воспоминания.
Древние таблицы, в которых зашифрована информация о древнем обществе, согласно которой это общество должно было существовать (Кийт сравнивает их с Библией и даже указывает, что в их "мифологии" были сходные черты; а Библия – это ещё один нарратив, в соответствии с которыми жили и живут многие, который оказывал на них прямое влияние).
К последним сериям этот повторяющийся мотив влияющих на жизнь и определяющих Я нарративов не только усилился, но и был не единожды проговорен прямым текстом.
И смотрите, что у нас есть.
У нас есть три типа ГГ. Ну то есть, четыре, если считать также "служить составляющим элементом чужих нарративов и быть бессильной что-либо сделать" (в первую очередь это Эрика и Юна; немного грустно, что такая роль в очередной раз досталась девушкам, но, по крайней мере, в этом аниме есть и героини, у которых гораздо более активные/центральные роли в происходящем, плюс логично, что именно они стали жертвами, учитывая, что именно такая роль уготовлена женщинам во многих мифологических и/или токсичных нарративах – как раз в таких, о которых идёт речь).
Первый тип: борющиеся против насаждаемого им нарратива, даже если обстоятельства складываются не в их пользу. В принципе, сюда можно записать многих генномодифицированных (заметьте, в обществе живёт довольно много людей, которым приходится активно бороться с собственным психофизиологическим устройством, чтобы не становиться опасными для окружающих; и несмотря на это, им удаётся скрываться настолько хорошо, что они являются для общественности не более чем городской легендой; это сколько же желания не причинять никому вред нужно иметь и сколько воли к сохранению себя, чтобы держать это под контролем в степени, достаточной для обеспечения такой секретности?)
Но помимо них, в сюжете есть ещё минимум две значимых личности, кто это делает. Коку, тело которого определяется ДНК, а жизненная история которого определяется нарративом на табличке, и Идзанами, роль которой тоже определялась той же табличкой, биологическая сущность – генетикой, а действия – нарративом Минацуки. Мне было сперва сложно определить, что из её действий было её решением, а что было внедрено извне, но судя по тому, как она цитировала те же слова, что фальшивый Минацуки, – настоящий Минацуки использовал на неё свой глаз. И всё же. Она бунтовала против своей биологической природы, своего генетического кода, который, помимо всего прочего, сделал её женщиной – это если я правильно поняла, и её биологический пол всё-таки был женским; если был мужским, my point stands, Идзанами стирале и путале половые индикаторы, насколько это возможно, – и Идзанами воспротивилесь насаждённому настоящим Минацуки нарративу, дав Коку ключи к тому, что потом приведёт планы Минацуки к провалу.
Все, кто делает это в сюжете – либо положительные персонажи, либо неоднозначные, которых эта борьба с насаждённым нарративом показывает с положительной стороны.
Второй тип: пытающиеся понять складывающиеся вокруг них нарративы. Проанализировать паттерны. Расшифровать коды. Это, разумеется, Кийт, расшифровавший таблицы, распутывающий загадки, расследующий преступления; это Лили, расшифровавшая то, что писал на стенах своей комнаты и на прозрачных панелях Кийт, тоже расследующая преступления, умеющая улавливать закономерности в информации и делать правильные выводы; и это Кайла. У Кайлы вообще интересная роль, она манипулирует информацией, что позволяет ей создавать программы, которые моделируют в виртуальности реальные вещи, и через модели получает новую информацию о мире. По сути, она изучает окружающий мир через создание отдельных нарративов, при этом не пытаясь переписать чужие нарративы. Единственный раз, когда она в сюжете пытается сделать что-то похожее – пытается своей кибератакой подавить кибератаку противника – приводит к его смерти. То, что она сделала, было частью попытки выбрать меньшее зло и спасти множество других, ни в чём не виновных, людей, but still. Это подводит нас к этому типу.
Третий тип: пытающиеся навязать свои нарративы другим людям. И это два основных антагониста сериала, Минацуки и Гилберт.
Минацуки заставляет других людей думать нужные ему мысли и иметь нужные ему воспоминания с помощью своего глаза; он даже переписывает фальшивому Минацуки личность, заставляя его служить своим "прокси" и по сути стирая его "Я" в ничто – что последний осознаёт перед смертью, когда приходит в себя от сверхъестественного гипноза и понимает, что не знает, что собой представляет и каковы его цели; когда осознаёт, что всё, что составляло его личность, было навязано извне. Нечто похожее, по всей видимости, Минацуки делает с Идзанами – что несколько иронично, если учесть, что Идзанами, по всей видимости, быле единственным человеком, кто согласился бы быть на его стороне и без этого – ну, если бы Минацуки не был одержим местью и не был сам исковеркан чужим нарративом.
Потому что да, Минацуки действует, думая, что бунтует против навязанного ему нарратива (стать жертвой) и воплощает в жизнь нарратив, выгодный ему (привести современные события к тому виду, что описан на таблицах, чтобы получить тот же результат, что и на них, и профит с него), – но на самом деле, сам того не осознавая, он находится под полным контролем того самого нарратива, против которого, как ему кажется, он бунтует. Потому что этот нарратив – ложный, и навязан ему Гилбертом.
Ложь, в которую верит Минацуки: его создали как "банк органов" для Коку, чтобы расходовать по мере необходимости и устранить, когда в нём отпадёт необходимость; его изолировали ото всех, потому что не считали его полноценной личностью.
Правда: Минацуки был успешным результатом эксперимента по попыткам сделать генномодифицированных людей психофизически стабильными. Он был надеждой. Это не у него отняли глаз для Коку, это ему пересадили глаз Коку, и его тело не отвергло имплант. Его изолировали для его же безопасности, чтобы его не устранили люди, которым это всё невыгодно.
Всё, что творил Минацуки, вся его жизнь, всё его "Я" было выстроено вокруг этого лживого, навязанного извне нарратива и вокруг попыток с ним бороться. Это делает его столь неоднозначным. Он сочетает в себе черты резко отрицательного согласно этой системе персонажа (навязывающего нарратив), но при этом понятен и где-то даже симпатичен (он бунтует). Из-за того, что его бунт, хм, misplaced, и не против чего-то, что существует в реальности, а против нарратива, не существующего в действительности, который, при этом, он даже не пытается поставить под сомнение – понятно, что Минацуки несколько не оч. положительный. И это видно по его действиям.
Но его, по крайней мере, жалко.
Кого не жалко, так это Гилберта. Для которого уничтожать чужие нарративы (например, путём убийства людей) или переписывать их – естественно, как дышать, и доставляет наивысшее удовольствие. Он живёт, чтобы вмешиваться в чужую жизнь и контролировать её, заставляя жить по прописанному им сценарию; и его главная цель, в итоге – сделать это с единственным человеком, с которым он ощутил сродственность, с единственным человеком, который оперировал информацией на том же уровне, что и он. Кийт мог расшифровать всё, что подкидывала ему реальность, он мог понять всё – и единственное, что он не мог понять, это то, что составляло самую сокровенную суть Гилберта. Это значило, что Гилберт никогда не станет по-настоящему частью его внутреннего мира, частью его нарратива. И Гилберт начал претворять в жизнь свой многоступенчатый план, который был призван "вписать" нужный нарратив в Кийта. Вписать себя в Кийта.
Который был призван шаг за шагом подвести Кийта к пониманию того, почему человек может убить, подвести его к нужному состоянию – и заставить совершить убийство.
Гилберт пытался объяснить Кийту единственное, что он не понимал – таким образом, чтобы не было другого выхода, кроме как понять.
И собственно, он говорит об этом прямо. "Я впишу в тебя этот код". Это попытка переписать нарратив другой личности на самом глубоком уровне, попытка превратить человека с определёнными ограничителями, с определёнными принципами в другого человека, в человека, который способен их нарушить и который их нарушил.
И... ему удаётся.
Да, всё получилось не совсем идеально так, как он хотел бы. Например, Кийт не нашёл расчленённое тело Лили, как когда-то нашёл расчленённое тело Эрики, – потому что на этот раз у Кийта было то, что Гилберт не понимает и понять не может: команда; и благодаря этой команде, Кийт успел раньше, чем Лили успели причинить значительный вред. Второе расхождение идеального нарратива в голове Гилберта с реальностью было уже из-за Лили, которая не смирилась с предназначенной ей нарративом ролью жертвы, и заявилась на место будущего преступления. Да, Гилберт сам расставил ключи, чтобы коллеги Кийта приехали и нашли их, и послужили рычагом принуждения Кийта к убийству, поставив в положение "либо Кийт становится убийцей, либо по его вине умирает человек"; но он предполагал, что убийство произойдёт в интимной обстановке, наедине друг с другом, – а получилось, что в этой сцене появилась Лили; та самая Лили, которую Гилберт видел только как объект и элемент своего нарратива, и от которой явно не ожидал, что она нарушит его планы.
И всё же, несмотря на эти расхождения, Гилберту удаётся претворить свой мастерплан в жизнь. Он умирает, достигнув своей цели. Он умирает счастливым и победителем.
По крайней мере, так думает он.
Он создаёт нарратив и умирает, не зная, что после его смерти Лили интерпретирует его действия абсолютно противоположным образом. Он умирает, считая, что смог успешно контролировать чужие нарративы, – она же считает, что он запутался и потерял контроль над самим собой и над многочисленными нарративами в собственной голове (кстати, множественные личности Гилберта и вся эта тема с (само)убийством тех личностей, которые проявляли нежелательные чувства и могли стать "слабым звеном" – это отдельно интересно, я ещё не думала толком на эту тему); Гилберт умирает, считая, что ему успешно удалось переписать нарратив Кийта, взять его нарратив под свой контроль, – Лили же предполагает, что он доверил Кийту правильно распорядиться его собственной судьбой, то есть, передал контроль над своим собственным нарративом Кийту.
В итоге получается, что хотя он вроде бы добился желаемого, во-первых, совершенно не факт, что эффект на Кийта окажется именно таким, каким он предполагал, а во-вторых, созданный им нарратив, который он ещё и подробно объяснил перед смертью, в итоге интерпретировали совершенно не так, создав поверх него совсем другой, объясняющий его действия так, как сам бы Гилберт ни за что не хотел, чтобы объяснили его действия.
Так что... это не то чтобы победа.
Особенно если учесть, что Кийт потом поднял вопрос того, победа это или поражение, и разъяснил, что это вообще не нужно воспринимать в таких категориях.
Ну и вот хм.
Если честно, я пока сама не уверена, что вышеизложенное – это правильная интерпретация произошедшего. Нужно ещё подумать и, по-хорошему, пересмотреть.
Но штука очень, очень, очень интересная.
Кстати, к теме с множественными личностями Гилберта и заменой личностей, если предыдущая "давала слабину" – тут интересная параллель с Коку. Во-первых, с тем, как Коку переписывал собственные воспоминания, чтобы они не мешали ему жить, а во-вторых, с тем, что Коку в итоге тоже стал комплексом из нескольких личностей, но возникших не из его собственной, а отдельных – личностей тех людей, от которых он получил части своего тела. Что в первую очередь значит Идзанами; пока сложно сказать насчёт Кирисаме, если учесть, что левую руку, доставшуюся ему от Кирисаме, ему отрубил Минацуки. Но я так понимаю, это было временно?.. И значит, часть личности Кирисаме будет продолжать жить в Коку и являться частью его нарратива, его информационной структуры?
Это обещает очень интересные последствия во втором сезоне.
Мне пока немного сложно говорить об этом, но я хочу это сделать, по свежим следам. По крайней мере, поговорить о концовке.
Дальше будут спойлеры.
спойлерная простыня более-менее структурированных мыслей
На последних сериях у меня всё более и более явственно начала оформляться мысль: этот тайтл – в первую очередь, про информационные структуры/нарративы. Про то, насколько твоя личность, твои мысли, твои действия, твоё психическое и физическое Я тем или иным образом закодировано в тебя: с помощью генов; с помощью историй, которые мы рассказываем сами себе и нам рассказывают другие; сверхъестественным способом (как, например, через глаз Коку или настоящего Минацуки). И про то, как можно поступать с этими нарративами: создавать нарратив лично для самого себя; насильственно насаждать свой нарратив на других людей; сопротивляться чужим нарративам – успешно или безуспешно.
Это был повторяющийся мотив.
Генетический код изменённых людей, которое заставлял их после двадцати начинать сходить с ума, испытывать агрессивные импульсы; отбирал у них контроль над собственным разумом и действиями, и единственное, чем можно было это предотвратить – принятие определённых химических веществ (я сперва думала, что это что-то вроде наркотика, пока не поняла, что дело обстоит в точности противоположным образом – это их единственный способ оставаться функциональными и собой; и тем болезненнее осознание, что человек, которого ты воспринимал, как ебанутого, кровожадного маньяка, совсем не этого хотел и не только не наслаждался убийствами, а и прилагал все усилия, чтобы этого избежать – выпрашивал одну ампулу за другой, принимал лекарство чаще и ещё чаще).
Формулы Кийта, которыми была исписана его комната, и которые, как оказалось потом, зашифровывали в себе визуальный образ Эрики.
Чужеродное ДНК, делающее из Коку нечеловеческое существо, – то, чего он, опять же, не хотел и не просил.
Глаз Коку, позволяющий переписывать воспоминания, т. е. менять нарратив в сознании человека – то, что он не использовал на других, но использовал на себя, чтобы изменить свои собственные воспоминания.
Древние таблицы, в которых зашифрована информация о древнем обществе, согласно которой это общество должно было существовать (Кийт сравнивает их с Библией и даже указывает, что в их "мифологии" были сходные черты; а Библия – это ещё один нарратив, в соответствии с которыми жили и живут многие, который оказывал на них прямое влияние).
К последним сериям этот повторяющийся мотив влияющих на жизнь и определяющих Я нарративов не только усилился, но и был не единожды проговорен прямым текстом.
И смотрите, что у нас есть.
У нас есть три типа ГГ. Ну то есть, четыре, если считать также "служить составляющим элементом чужих нарративов и быть бессильной что-либо сделать" (в первую очередь это Эрика и Юна; немного грустно, что такая роль в очередной раз досталась девушкам, но, по крайней мере, в этом аниме есть и героини, у которых гораздо более активные/центральные роли в происходящем, плюс логично, что именно они стали жертвами, учитывая, что именно такая роль уготовлена женщинам во многих мифологических и/или токсичных нарративах – как раз в таких, о которых идёт речь).
Первый тип: борющиеся против насаждаемого им нарратива, даже если обстоятельства складываются не в их пользу. В принципе, сюда можно записать многих генномодифицированных (заметьте, в обществе живёт довольно много людей, которым приходится активно бороться с собственным психофизиологическим устройством, чтобы не становиться опасными для окружающих; и несмотря на это, им удаётся скрываться настолько хорошо, что они являются для общественности не более чем городской легендой; это сколько же желания не причинять никому вред нужно иметь и сколько воли к сохранению себя, чтобы держать это под контролем в степени, достаточной для обеспечения такой секретности?)
Но помимо них, в сюжете есть ещё минимум две значимых личности, кто это делает. Коку, тело которого определяется ДНК, а жизненная история которого определяется нарративом на табличке, и Идзанами, роль которой тоже определялась той же табличкой, биологическая сущность – генетикой, а действия – нарративом Минацуки. Мне было сперва сложно определить, что из её действий было её решением, а что было внедрено извне, но судя по тому, как она цитировала те же слова, что фальшивый Минацуки, – настоящий Минацуки использовал на неё свой глаз. И всё же. Она бунтовала против своей биологической природы, своего генетического кода, который, помимо всего прочего, сделал её женщиной – это если я правильно поняла, и её биологический пол всё-таки был женским; если был мужским, my point stands, Идзанами стирале и путале половые индикаторы, насколько это возможно, – и Идзанами воспротивилесь насаждённому настоящим Минацуки нарративу, дав Коку ключи к тому, что потом приведёт планы Минацуки к провалу.
Все, кто делает это в сюжете – либо положительные персонажи, либо неоднозначные, которых эта борьба с насаждённым нарративом показывает с положительной стороны.
Второй тип: пытающиеся понять складывающиеся вокруг них нарративы. Проанализировать паттерны. Расшифровать коды. Это, разумеется, Кийт, расшифровавший таблицы, распутывающий загадки, расследующий преступления; это Лили, расшифровавшая то, что писал на стенах своей комнаты и на прозрачных панелях Кийт, тоже расследующая преступления, умеющая улавливать закономерности в информации и делать правильные выводы; и это Кайла. У Кайлы вообще интересная роль, она манипулирует информацией, что позволяет ей создавать программы, которые моделируют в виртуальности реальные вещи, и через модели получает новую информацию о мире. По сути, она изучает окружающий мир через создание отдельных нарративов, при этом не пытаясь переписать чужие нарративы. Единственный раз, когда она в сюжете пытается сделать что-то похожее – пытается своей кибератакой подавить кибератаку противника – приводит к его смерти. То, что она сделала, было частью попытки выбрать меньшее зло и спасти множество других, ни в чём не виновных, людей, but still. Это подводит нас к этому типу.
Третий тип: пытающиеся навязать свои нарративы другим людям. И это два основных антагониста сериала, Минацуки и Гилберт.
Минацуки заставляет других людей думать нужные ему мысли и иметь нужные ему воспоминания с помощью своего глаза; он даже переписывает фальшивому Минацуки личность, заставляя его служить своим "прокси" и по сути стирая его "Я" в ничто – что последний осознаёт перед смертью, когда приходит в себя от сверхъестественного гипноза и понимает, что не знает, что собой представляет и каковы его цели; когда осознаёт, что всё, что составляло его личность, было навязано извне. Нечто похожее, по всей видимости, Минацуки делает с Идзанами – что несколько иронично, если учесть, что Идзанами, по всей видимости, быле единственным человеком, кто согласился бы быть на его стороне и без этого – ну, если бы Минацуки не был одержим местью и не был сам исковеркан чужим нарративом.
Потому что да, Минацуки действует, думая, что бунтует против навязанного ему нарратива (стать жертвой) и воплощает в жизнь нарратив, выгодный ему (привести современные события к тому виду, что описан на таблицах, чтобы получить тот же результат, что и на них, и профит с него), – но на самом деле, сам того не осознавая, он находится под полным контролем того самого нарратива, против которого, как ему кажется, он бунтует. Потому что этот нарратив – ложный, и навязан ему Гилбертом.
Ложь, в которую верит Минацуки: его создали как "банк органов" для Коку, чтобы расходовать по мере необходимости и устранить, когда в нём отпадёт необходимость; его изолировали ото всех, потому что не считали его полноценной личностью.
Правда: Минацуки был успешным результатом эксперимента по попыткам сделать генномодифицированных людей психофизически стабильными. Он был надеждой. Это не у него отняли глаз для Коку, это ему пересадили глаз Коку, и его тело не отвергло имплант. Его изолировали для его же безопасности, чтобы его не устранили люди, которым это всё невыгодно.
Всё, что творил Минацуки, вся его жизнь, всё его "Я" было выстроено вокруг этого лживого, навязанного извне нарратива и вокруг попыток с ним бороться. Это делает его столь неоднозначным. Он сочетает в себе черты резко отрицательного согласно этой системе персонажа (навязывающего нарратив), но при этом понятен и где-то даже симпатичен (он бунтует). Из-за того, что его бунт, хм, misplaced, и не против чего-то, что существует в реальности, а против нарратива, не существующего в действительности, который, при этом, он даже не пытается поставить под сомнение – понятно, что Минацуки несколько не оч. положительный. И это видно по его действиям.
Но его, по крайней мере, жалко.
Кого не жалко, так это Гилберта. Для которого уничтожать чужие нарративы (например, путём убийства людей) или переписывать их – естественно, как дышать, и доставляет наивысшее удовольствие. Он живёт, чтобы вмешиваться в чужую жизнь и контролировать её, заставляя жить по прописанному им сценарию; и его главная цель, в итоге – сделать это с единственным человеком, с которым он ощутил сродственность, с единственным человеком, который оперировал информацией на том же уровне, что и он. Кийт мог расшифровать всё, что подкидывала ему реальность, он мог понять всё – и единственное, что он не мог понять, это то, что составляло самую сокровенную суть Гилберта. Это значило, что Гилберт никогда не станет по-настоящему частью его внутреннего мира, частью его нарратива. И Гилберт начал претворять в жизнь свой многоступенчатый план, который был призван "вписать" нужный нарратив в Кийта. Вписать себя в Кийта.
Который был призван шаг за шагом подвести Кийта к пониманию того, почему человек может убить, подвести его к нужному состоянию – и заставить совершить убийство.
Гилберт пытался объяснить Кийту единственное, что он не понимал – таким образом, чтобы не было другого выхода, кроме как понять.
И собственно, он говорит об этом прямо. "Я впишу в тебя этот код". Это попытка переписать нарратив другой личности на самом глубоком уровне, попытка превратить человека с определёнными ограничителями, с определёнными принципами в другого человека, в человека, который способен их нарушить и который их нарушил.
И... ему удаётся.
Да, всё получилось не совсем идеально так, как он хотел бы. Например, Кийт не нашёл расчленённое тело Лили, как когда-то нашёл расчленённое тело Эрики, – потому что на этот раз у Кийта было то, что Гилберт не понимает и понять не может: команда; и благодаря этой команде, Кийт успел раньше, чем Лили успели причинить значительный вред. Второе расхождение идеального нарратива в голове Гилберта с реальностью было уже из-за Лили, которая не смирилась с предназначенной ей нарративом ролью жертвы, и заявилась на место будущего преступления. Да, Гилберт сам расставил ключи, чтобы коллеги Кийта приехали и нашли их, и послужили рычагом принуждения Кийта к убийству, поставив в положение "либо Кийт становится убийцей, либо по его вине умирает человек"; но он предполагал, что убийство произойдёт в интимной обстановке, наедине друг с другом, – а получилось, что в этой сцене появилась Лили; та самая Лили, которую Гилберт видел только как объект и элемент своего нарратива, и от которой явно не ожидал, что она нарушит его планы.
И всё же, несмотря на эти расхождения, Гилберту удаётся претворить свой мастерплан в жизнь. Он умирает, достигнув своей цели. Он умирает счастливым и победителем.
По крайней мере, так думает он.
Он создаёт нарратив и умирает, не зная, что после его смерти Лили интерпретирует его действия абсолютно противоположным образом. Он умирает, считая, что смог успешно контролировать чужие нарративы, – она же считает, что он запутался и потерял контроль над самим собой и над многочисленными нарративами в собственной голове (кстати, множественные личности Гилберта и вся эта тема с (само)убийством тех личностей, которые проявляли нежелательные чувства и могли стать "слабым звеном" – это отдельно интересно, я ещё не думала толком на эту тему); Гилберт умирает, считая, что ему успешно удалось переписать нарратив Кийта, взять его нарратив под свой контроль, – Лили же предполагает, что он доверил Кийту правильно распорядиться его собственной судьбой, то есть, передал контроль над своим собственным нарративом Кийту.
В итоге получается, что хотя он вроде бы добился желаемого, во-первых, совершенно не факт, что эффект на Кийта окажется именно таким, каким он предполагал, а во-вторых, созданный им нарратив, который он ещё и подробно объяснил перед смертью, в итоге интерпретировали совершенно не так, создав поверх него совсем другой, объясняющий его действия так, как сам бы Гилберт ни за что не хотел, чтобы объяснили его действия.
Так что... это не то чтобы победа.
Особенно если учесть, что Кийт потом поднял вопрос того, победа это или поражение, и разъяснил, что это вообще не нужно воспринимать в таких категориях.
Ну и вот хм.
Если честно, я пока сама не уверена, что вышеизложенное – это правильная интерпретация произошедшего. Нужно ещё подумать и, по-хорошему, пересмотреть.
Но штука очень, очень, очень интересная.
Кстати, к теме с множественными личностями Гилберта и заменой личностей, если предыдущая "давала слабину" – тут интересная параллель с Коку. Во-первых, с тем, как Коку переписывал собственные воспоминания, чтобы они не мешали ему жить, а во-вторых, с тем, что Коку в итоге тоже стал комплексом из нескольких личностей, но возникших не из его собственной, а отдельных – личностей тех людей, от которых он получил части своего тела. Что в первую очередь значит Идзанами; пока сложно сказать насчёт Кирисаме, если учесть, что левую руку, доставшуюся ему от Кирисаме, ему отрубил Минацуки. Но я так понимаю, это было временно?.. И значит, часть личности Кирисаме будет продолжать жить в Коку и являться частью его нарратива, его информационной структуры?
Это обещает очень интересные последствия во втором сезоне.
@темы: СПГС, полотнище, диванная аналитика, BTB