The act of observation changes the narrative
Я сюда не писала уже примерно полгода, но должна же была я рано или поздно придти к выводу, что излагать диванную аналитику в твиттер тредами по 30-40 твитов -- не всегда хорошая идея, даже если это гораздо проще, чем писать то же самое в дайри, и куда меньше давит на психику. Когда-нибудь я соберу мастерпост хотя бы тредов по Hunter X Hunter, но пока что есть, то есть.
Меня тут, в числе прочего, очень сильно упороло по манге Naka no Hito Genome, по которой сейчас выходит очень даже приличная и симпатичная, хотя и ужасно зарашенная экранизация. Серьёзно, лютобешено обожаю, совершенно чудесная вещь с тройным дном, которое постепенно разривиливается со скоростью ГРАНД РИВИЛ каждые два-три главы или чаще, упоротым юмором со стрёмненькой изнаночкой, пиздецом и конструктивом, болью и хартвормингом, очень нетипичными персонажами, за которых хочется умереть уже через пару глав знакомства с ними (а потом, когда разривиливаются их обстоятельства -- и подавно), и продуманным сюжетом, форешедовинг на развитие которого начинает происходить уже с первой главы. Абсолютно моя трава, плюс есть тонна черт, схожих с обожаемой мной Operation V.K.. Ну и вот.
читать дальше
Я после того, как дочитала NnHG до онгоинга, повздыхала и пошла выяснять, что мангака написала ещё. И выяснила, что у неё была до сих пор только одна существенная работа, а именно, Boku to Senpai no Tekken Kousai. Про девушку, которую привлекали (в романтическом плане) склонные к насилию люди (а реализующие эту склонность -- и подавно), и про парня, который работал на позиции её доверенного лица/телохранителя, а по сути использовал её в качестве инструмента, чтобы находить преступников -- чтобы можно было потом от них избавиться.
Тут нужно сказать, что в последние несколько месяцев я курю и потихоньку пытаюсь воплощать в виде визуальной новеллы сюжет, который как раз очень тесно имеет дело с насилием и склонностью к нему. Основные действующие лица:
-- ГГ (Райан), абсолютно не имеющий агрессивных импульсов и принципиально не пересекающий чужих личных границ ни для нанесения вреда, ни для причинения помощи; довольно своеобразная и в целом конструктивная/благонамеренная личность, но при этом не заинтересованная в сближении с людьми и genuinely pretty cold (а не просто интровертная или зашуганная, но на самом деле желающая близости и тесного эмоционального контакта, как это часто бывает в тайтлах). Прописывая Райана в качестве нарратора, я хотела добиться эффекта Uncanny Valley, только не в плане внешности, а в плане психики, и диар говорит, что мне это вроде бы удаётся. Он выглядит как обычный человек, разговаривает как обычный человек и более-менее ведёт себя как обычный человек, но при этом должно проглядывать что-то... эдакое. Особенно когда ситуация катится в ебеня, и его реакции начинают заметно отличаться от средних по палате.
(Вообще разные типажи персонажей (особенно ГГ) с Uncanny Valley психикой очень часто мне попадаются в последнее время в тайтлах, и я их очень люблю. И особенно люблю, когда эта аномальность проявляется не в сторону более стрёмного/деструктивного поведения, а в сторону скорее более конструктивного или социально положительного, но из-за того, что они проявляют это непривычным образом, окружающих это скорее стрёмает, выводит из себя или отчуждает. В их числе -- Такигава Йошино и в меньшей степени Махиру из прекрасного Zetsuen no Tempest; Нанаши из 1bitHeart, которого один из персонажей вообще назвал омерзительным, поскольку "он отвратительно добрый; я не могу воспринимать его как полноценную личность. Он ощущается как компьютерная программа, целью которой является удовлетворение нужд и потребностей окружающих, а не как человек. Это омерзительно и мне неприятно рядом с ним находиться"; в меньшей степени -- ГГ из Naka no Hito Genome, Иридэ Акацки, у которого немного похожая на Нанаши ситуация, но не настолько выраженная).
-- Единственный друг ГГ (Лиам); c детства не мог выкинуть из головы мысли о причинении физического вреда окружающим и фантазировал о пытках и убийствах, в итоге вырос с уверенностью, что является клиническим психопатом и рано или поздно скатится в кровавое маньячество и хомицид. При этом прекрасно понимает головой, что убивать и мучить людей (и других живых существ) -- нехорошо, поэтому планировал собственное самоубийство, прежде чем успеет навредить другим. Не осилил и проникся к себе отвращением. В целом, наверное, нагнетает в голове ситуацию, но что есть, то есть. Разумеется, "тёмную" сторону себя пытается спрятать от людей, но с разным успехом, если учесть, что он практически ни о чём другом уже не думает и борьба с агрессивными импульсами стала едва ли не главным столпом его идентичности.
-- Сестра Лиама (Лилиан); в голове с детства появлялись те же импульсы, что и у брата, но у неё они заодно связаны с сексуальным удовлетворением, так что случаев, когда она возбуждалась на описания пыток или на особо жестокие тайтлы, не перечесть (равно как и случаев, когда она мастурбировала не на эротические фантазии, а на фантазии о нанесении физического и эмоционального ущерба). В детстве Лилиан и Лиам чутка превратили жизнь друг друга в living hell, но в целом у них довольно хорошие отношения. Как и Лиам, Лилиан не собирается реализовать свои наклонности на людях без их согласия, но в отличие от Лиама, не делает из самого их наличия трагедии, и живёт вполне в мире с собой.
В тайтле есть ещё персонажи, у которых так или иначе ситуации связаны с этой темой (особенно важна из них Морин, девушка Лилиан, и её суицидальные/селфхармовые тенденции; она буквально стала встречаться с Лилиан из уверенности, что Лилианкак полупсихопатке будет пофиг, если она покончит с собой, а значит не нужно особо переживать, что нанесёшь партнёрше вред самоубийством; но всё оказалось не совсем так, как Морин рассчитывала, и в итоге им обеим удалось выйти на довольно здоровые и суппортив отношения, хотя казалось бы). Но-о они герои уже своих собственных сюжетов.
Так вот. К чему это я всё.
В основном к тому, что на это всё дело у меня наложен сюжет, деконструирующий идею о том, что ГГ обязане решать проблемы своих друзей (причём иногда даже не друзей, а противников!), даже если те ведут себя как говно (прибегают к физическому и/или эмоциональному насилию), только на основании того, что тем не помешала бы помощь, или, что ещё хуже, на основании того, что проблема вообще существует. Ну вот знаете этот привычный красивый сюжет про то, как ГГ встречает на своём пути дисфункциональных травмированных личностей с пиздецовым прошлым и кучей проблем в настоящем, и силой дружбы организовывает им арку превозмогания этих проблем и/или арку искупления, после чего благодарный чел присоединяется к тиме и очень ценит ГГ, всячески воспомоществуя в основном квесте?
С одной стороны, этот тип сюжета ужасно приятный, потому что даёт читателям/зрителям надежду на конструктивное разрешение их собственных проблем. Все мы так или иначе дисфункциональны и у всех есть в той или иной степени пиздецовый экспириенс, который как минимум отчасти нас определяет и который портит нам жизнь. Посмотреть, как из этого выкарабкались другие, и нарративом и внутрисюжетно персонажами признано, что они жизнь обошлась с ними несправедливо, что они заслуживают лучшего, что можно и с этим жить и быть принятыми/признаными, а не осесть мусором на днище без надежды на развитие к лучшему, -- это очень важно, вдохновляюще и validating. Это внушает мысль, что необязательно быть идеальными и идеально функциональными, чтобы заслужить право на принятие, признание тебя ценными и на счастье. Это внушает мысль о том, что всё ещё может быть хорошо.
Но с другой стороны, этот тип сюжета, имхо, имеет и отрицательную сторону. Во-первых, он внушает уверенность, что для того, чтобы выкарабкаться, тебе обязательно нужна чья-то помощь (не зря же жизнь таких персонажей до появления в ней ГГ обычно напоминает адское адище, а с появлением ГГ и протягиванием руки дружбы ситуация начинает бурно меняться), а во-вторых, если ты ассоциируешь себя с ГГ (я не имею в виду как с личностью, а в плане -- видишь себя в роли ГГ своей жизни), это всё неплохо так внушает комплекс спасателя. "Если ты видишь, что кому-то плохо, особенно если это небезразличный тебе человек -- помоги; поспособствовать его развитию, решению его проблем и переходу к более счастливому этапу жизни/восприятия себя -- твой священный долг; и если ты вложишь в это достаточно времени, ментального ресурса и усилий, у тебя всё получится и ты спасёшь этого человека".
Стоит ли объяснять, что это очень токсичный взгляд на вещи, причём отрицательно влияющий и на качество жизни самого человека, который считает своим долгом оказывать помощь, и зачастую на качество жизни тех, кому помогают?
Во-первых, "комплекс спасателя" подвигает человека к тому, чтобы терпеть в свою сторону всякое дерьмо (я по-прежнему говорю пересечении личных границ и физическом и эмоциональном насилии; так-то есть люди, которые и то, что им не ответили в течение одной минуты на сообщение, "терпеть в свою сторону всякое дерьмо" назовут), считая, что наличие травм, проблем и сложного прошлого/настоящего оправдывает насильника, и раз у того есть причины так себя вести, то значит, ему и можно.
Во-вторых, он побуждает человека перехватывать ответственность за чужое благополучие себе (а воспитанный на тех же нарративах страдающий нередко считает это чем-то само собой разумеющимся и тоже думает, что его благополучие -- это ответственность его друзей).
В-третьих, поскольку человек с комплексом спасателя считает своим моральным долгом пофиксить проблемы окружающих, нередко он пытается это сделать ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, даже не умея, даже не понимая ситуации, даже въёбывая в это дело ресурса больше чем есть и проседая уже по своей ситуации, и даже используя эмоциональное (а иногда и физическое) насилие для того, чтобы заставить "спасаемого" вести себя так, как, по мнению спасающего, тому будет лучше. И начинается пиздец с попытками контролировать чужое поведение и ментальное состояние, шантажом, вмешательствами во всё подряд и полной неспособностью понять, когда нужно остановиться и предоставить человека себе.
В общем, нормализация принятия ответственности за чужое благополучие только на основании того, что человек попался тебе на жизненном пути, и установка на то, что если потратить достаточно усилий, ты обязательно сделаешь человеку лучше, нужно только как следует постаратьсяи поспособствовать арке его личностного развития, -- как вы уже видите, хуёвенькая такая. Я могу ещё три полотнища написать с раскрытием причин, почему я так считаю, но пока так.
Так вот. Я не хочу сказать, что любая помощь -- плохо, и что люди, если они на днище, дисфункциональны и у них в психике и жизни наворочена какая-то хрень, заслуживают там же на днище и сгнить. Но.
Во-первых, улучшение чужого состояния от количества вложенных окружающими усилий не особо зависит.
Во-вторых, считать, что лучше самого человека знаешь, как ему будет лучше -- необоснованная гордынька.
В-третьих, нефиг нарушать чужую личностную автономию, даже из благих побуждений. Эмоциональное насилие остаётся эмоциональным насилием, манипуляции остаются манипуляциями, даже если ты считаешь, что можно, прибегнув к ним, изменить в человеке и его жизни что-то к лучшему. Изменить этим ты не сможешь примерно ни хуя, а вот подорвать веру человека в собственные силы, ещё больше покоцать личные границы (и без того зачастую покоцанные в таких ситуациях) и продамажить ему по идентичности, усугубив issues -- запросто. Те же слова о том, что "помогаемый" -- capable личность, звучат пусто, если действиями ты показываешь, что втайне считаешь человека неспособным справиться с его проблемами и менее прошаренным в вопросах его собственной жизни, чем ты.
В-четвёртых, если по отношению к тебе человек в фиговом состоянии совершает дерьмо, или если ты в фиговом состоянии совершаешь дерьмо по отношению к другому человеку, то лучшее, что может быть в этой ситуации для обеих сторон -- если совершение дерьма прекратится, но при этом без дальнейшего насилия. То есть, речь идёт об обрыве контакта, а уж временном (пока личность не возьмёт в себя руки и не придёт в безопасное состояние) или навеки -- вопрос ситуации. Мало того, что никто и никогда не обязан терпеть в отношении себя физическое и эмоциональное насилие, и если есть возможность ограничить exposure, то нужно ею воспользоваться, так ещё и тому, кто наворотил хуйни, гораздо лучше будет без осознания того, что в неконтролируемом состоянии он нанёс кому-то вред. Если, конечно, мы говорим о в целом decent human being, -- а я и говорю именно о случаях, когда в целом человек неплохой и по большей части благонамеренный, но из-за психдеформаций вылезает всякое. Что включает в себя, кмк, абсолютное большинство людей, хотя и не всех.
Ну и вот. Большинство сюжетов эти вопросы вообще не поднимают и если реализуют привычную схему "ГГ -- дисфункциональная личность на жизненном пути ГГ -- протягивание руки помощи и решение проблем дисфункциональной личности -- дружба и победа конструктива", то от неё уже не отходят. Сама же схема является более продвинутым вариантом "ГГ -- дисфункциональная личность на жизненном пути ГГ, строящая ГГ козни -- угробить гада в битве Добра против Зла!", которая ещё более мнэ, потому что воплощает идею, что если оступился и/или дисфункционален, то всё, ты злодей навеки, нужно сразу избавляться от такого, какое там выкарабкивание, nothing to salvage here.
Поэтому я безумно люблю тайтлы, которые хотя бы в одном из элементов отступают от этой схемы или ставят под сомнение её правильность/реалистичность. Так, например, в Hunter X Hunter складывается ситуация, когда у "спасённого" таким образом ГГ-Гоном Киллуа (который и сам бы прекрасно выкарабкался, как выкарабкался уже один раз) в результате их отношений и постоянного перекладывания на него ответственности за благополучие Гона психика просела куда в худшее состояние, чем было, и появились новые стрёмные психдеформации, которых до этого не было. Или в Ранпо Китан то, что Акечи в прошлом не пошёл до самого конца, чтобы спасти своего единственного друга, не показывается чем-то плохим (как минимум потому, что "пойти до самого конца" в данном случае значило бы серьёзное нарушение общественных норм, а у него не было причин предполагать, что ситуация настолько плоха, что стоит идти на крайние меры); равно как и показывается, что в будущем все попытки "пойти до конца" и приложить максимум усилий к спасению кого-то могут не увенчаться успехом, и это нормально. Как и то, что человек имеет право решать, сохранить себе жизнь или нет, и не обязан продолжать жить ради удовольствия других, если не хочет/если для него будет лучше не.
Но, как я уже говорила, такого мало. И вот как раз в истории Райана и Лиама я хотела показать вариант, при котором ГГ не начинает "спасать" нехорошо поступившего по отношению к нему друга (обманом пытавшегося очернить себя и вынудить ГГ его убить, чтобы не пришлось убиваться самому, на что не хватает духу), а просто строго прекращает манипуляции в отношении себя и рвёт связь. Совершил ли Лиам хуёвый поступок? совершил. Стоит ли считать Лиама отвратительным, не заслуживающим симпатии и жизни человеком, который должен страдать за то, что натворил, и не имеет права на лучшую жизнь и на душевное спокойствие? нет. Входит ли помощь в докарабкивании Лиама до лучшей жизни в обязанности Райана как его единственного друга? тоже нет.
Обязан ли сюжет заканчиваться разрешением проблемы? с чего бы. жизнь ведь так не работает.
В общем, это всё грёбаное полотнище я писала для того, чтобы пояснить, чем же мне так зашла ситуация в Boku to Senpai no Tekken Kousai. Мы имеем ГГ (очень похожего на Райана, но ещё более асоциального и более чем прибегающего к насилию, чтобы прекратить насилие) и персонажа, который в каком-то смысле является его counterpart и который тянется к нему в уверенности, что тот поймёт. Собственно, таких персонажей даже двое, и все они симметричны по отношению друг к другу (ГГ, Аояма, является телохранителем младшей из сестёр в стрёмном клане, другой пацан, Рэй, -- телохранитель старшей сестры, третий, Шиорин -- телохранитель одного из двух братьев; ВСЕ они по разным причинам ненавидят преступников и убийц и ВСЕ они по разным причинам прибегают к насилию, just feel different about it).
Ну и вот. Несмотря на то, что и Рэй, и Шиорин тянутся к Аояме и заинтересованы в контакте, а у стэпфордсмайлера Рэя ещё и лютые проблемы, Аояма с отвращением относится к обоим и помогать им выруливать из issues не спешит -- ни тогда, когда они на одной стороне, ни тогда, когда на разных, ни тогда, когда снова на одной.
Более того.
Это очень иронично, но Аояма правда понял проблемы Рэя, как тот и надеялся. Вот только он использовал это понимание против него, а не наоборот, когда тот попытался применить в отношении него насилие (не по своей воле, причём). И вместо душеспасительных речей оставил его на полу порушенной кучкой в ещё более хреновом состоянии, чем было. И как относился негативно даже к вроде бы положительному вниманию в свою сторону, так и продолжил. Потому что, даже если он кому-то искренне нравится и если кто-то искренне хочет с ним общаться, даже в безопасной ситуации, когда никто ни к кому вроде активно лезет и личные границы не продавливает, он совершенно не обязан испытывать положительные чувства в ответ.
Такой кайф, когда нет вот этой хуйни "человеку сперва не нравилось, когда с ним пытались общаться люди, которых он считал неприятными и раздражающими, а потом, когда он узнал их получше или когда они до него доколебались достаточно долго, он привык, притерпелся и ему внезапно понравилось"!
Но значит ли это, что Рэй объективно неприятный человек, не заслуживающий положительного внимания и сочувствия?
А вот ни фига. Акшуалли, нарратив к нему относится очень внимательно, его проблемам уделяется не меньше "экранного" времени, чем проблемам Рэя, его показывают с большой симпатией (хотя отрицательные стороны его поведения вполне признаются, точно так же, как и отрицательные стороны ГГ), и он в итоге получает своё выкарабкивание на конструктив (и даже кое-какое протягивание руки помощи в момент опасности для его жизни, внезапное для него самого и от человека, от которого он этого не ожидал). Вот только выкарабкивается он сам. Отрицательное отношение к нему ГГ не изменилось, и ГГ ему не помогал.
Во всех привычных нарративах было бы два варианта: либо ГГ осознал бы, что Рэю действительно нужна помощь, и он не так уж плох, просто оперирует в очень стеснённых обстоятельствах, с психдеформацией, угрозой для жизни и из-под травмы, и началась бы арка спасения с или без арки искупления (в зависимости от того, считает ли автор, что тут есть что искуплять, или нет), либо Рэя бы в итоге выставили как конченого человека beyond hope, который потерял любые права на лучшую жизнь, и выкрутили бы его отрицательность до такой степени, что неоказание ему помощи и последующая печальная кончина показались бы полностью оправданными и заслуженными, а он -- не заслуживающим ни грамма симпатии.
Тут же мы видим, что, с одной стороны, человек, которому плохо, который оказался в стрёмных жизненных обстоятельствах и который испытывает положительные чувства к другому человеку, вполне может быть неплохим, симпатичным, заслуживающим лучшей жизни и способным на выкарабкивание, а с другой стороны, что всё это не налагает на другого человека, так или иначе с ним связанного, АБСОЛЮТНО НИКАКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. К нему не обязаны испытывать взаимную симпатию. Не обязаны способствовать его переходу к лучшей жизни. Не обязаны помогать ему выкарабкиваться.
И, даже если жизнь поступила с ним несправедливо, совершаемое им насилие всё равно остаётся злом, которое должно быть прекращено.
Ну, и тут, конечно, ещё тот момент, что ГГ в манге отнюдь не эталон чудесных душевных качеств и во многом ещё более стрёмная и дисфункциональная личность, чем его counterparts, ещё и с двойными стандартами и повышенным уровнем, хм, hypocrisy, так что на его оценку других персонажей и ситуации полагаться вообще не стоит.
То, является он хуже или лучше тех же Рэя или Шиорина как личность, может стать предметом занимательных дискуссий.
Короче, I dunno, мне прямо очень хорошо зашло. И линия отношений между Рэем и Шиорином любопытная. Если учесть, что для тайтлов вообще большая редкость, чтобы на роль "вот этого белобрысого (стэпфордсмайлерского) чувака, который (взаимно или невзаимно) заинтересован в ГГ, и чья арка развития обязана включать в себя вклад ГГ" претендовали сразу двое, а тут ещё прямо эпическая линия выстроилась, которая при этом вокруг ГГ совсем не крутится, а происходят свои драматические From Enemies toFriends Allies with Mutual Understanding, так что вообще ух.
Меня тут, в числе прочего, очень сильно упороло по манге Naka no Hito Genome, по которой сейчас выходит очень даже приличная и симпатичная, хотя и ужасно зарашенная экранизация. Серьёзно, лютобешено обожаю, совершенно чудесная вещь с тройным дном, которое постепенно разривиливается со скоростью ГРАНД РИВИЛ каждые два-три главы или чаще, упоротым юмором со стрёмненькой изнаночкой, пиздецом и конструктивом, болью и хартвормингом, очень нетипичными персонажами, за которых хочется умереть уже через пару глав знакомства с ними (а потом, когда разривиливаются их обстоятельства -- и подавно), и продуманным сюжетом, форешедовинг на развитие которого начинает происходить уже с первой главы. Абсолютно моя трава, плюс есть тонна черт, схожих с обожаемой мной Operation V.K.. Ну и вот.
читать дальше
Я после того, как дочитала NnHG до онгоинга, повздыхала и пошла выяснять, что мангака написала ещё. И выяснила, что у неё была до сих пор только одна существенная работа, а именно, Boku to Senpai no Tekken Kousai. Про девушку, которую привлекали (в романтическом плане) склонные к насилию люди (а реализующие эту склонность -- и подавно), и про парня, который работал на позиции её доверенного лица/телохранителя, а по сути использовал её в качестве инструмента, чтобы находить преступников -- чтобы можно было потом от них избавиться.
Тут нужно сказать, что в последние несколько месяцев я курю и потихоньку пытаюсь воплощать в виде визуальной новеллы сюжет, который как раз очень тесно имеет дело с насилием и склонностью к нему. Основные действующие лица:
-- ГГ (Райан), абсолютно не имеющий агрессивных импульсов и принципиально не пересекающий чужих личных границ ни для нанесения вреда, ни для причинения помощи; довольно своеобразная и в целом конструктивная/благонамеренная личность, но при этом не заинтересованная в сближении с людьми и genuinely pretty cold (а не просто интровертная или зашуганная, но на самом деле желающая близости и тесного эмоционального контакта, как это часто бывает в тайтлах). Прописывая Райана в качестве нарратора, я хотела добиться эффекта Uncanny Valley, только не в плане внешности, а в плане психики, и диар говорит, что мне это вроде бы удаётся. Он выглядит как обычный человек, разговаривает как обычный человек и более-менее ведёт себя как обычный человек, но при этом должно проглядывать что-то... эдакое. Особенно когда ситуация катится в ебеня, и его реакции начинают заметно отличаться от средних по палате.
(Вообще разные типажи персонажей (особенно ГГ) с Uncanny Valley психикой очень часто мне попадаются в последнее время в тайтлах, и я их очень люблю. И особенно люблю, когда эта аномальность проявляется не в сторону более стрёмного/деструктивного поведения, а в сторону скорее более конструктивного или социально положительного, но из-за того, что они проявляют это непривычным образом, окружающих это скорее стрёмает, выводит из себя или отчуждает. В их числе -- Такигава Йошино и в меньшей степени Махиру из прекрасного Zetsuen no Tempest; Нанаши из 1bitHeart, которого один из персонажей вообще назвал омерзительным, поскольку "он отвратительно добрый; я не могу воспринимать его как полноценную личность. Он ощущается как компьютерная программа, целью которой является удовлетворение нужд и потребностей окружающих, а не как человек. Это омерзительно и мне неприятно рядом с ним находиться"; в меньшей степени -- ГГ из Naka no Hito Genome, Иридэ Акацки, у которого немного похожая на Нанаши ситуация, но не настолько выраженная).
-- Единственный друг ГГ (Лиам); c детства не мог выкинуть из головы мысли о причинении физического вреда окружающим и фантазировал о пытках и убийствах, в итоге вырос с уверенностью, что является клиническим психопатом и рано или поздно скатится в кровавое маньячество и хомицид. При этом прекрасно понимает головой, что убивать и мучить людей (и других живых существ) -- нехорошо, поэтому планировал собственное самоубийство, прежде чем успеет навредить другим. Не осилил и проникся к себе отвращением. В целом, наверное, нагнетает в голове ситуацию, но что есть, то есть. Разумеется, "тёмную" сторону себя пытается спрятать от людей, но с разным успехом, если учесть, что он практически ни о чём другом уже не думает и борьба с агрессивными импульсами стала едва ли не главным столпом его идентичности.
-- Сестра Лиама (Лилиан); в голове с детства появлялись те же импульсы, что и у брата, но у неё они заодно связаны с сексуальным удовлетворением, так что случаев, когда она возбуждалась на описания пыток или на особо жестокие тайтлы, не перечесть (равно как и случаев, когда она мастурбировала не на эротические фантазии, а на фантазии о нанесении физического и эмоционального ущерба). В детстве Лилиан и Лиам чутка превратили жизнь друг друга в living hell, но в целом у них довольно хорошие отношения. Как и Лиам, Лилиан не собирается реализовать свои наклонности на людях без их согласия, но в отличие от Лиама, не делает из самого их наличия трагедии, и живёт вполне в мире с собой.
В тайтле есть ещё персонажи, у которых так или иначе ситуации связаны с этой темой (особенно важна из них Морин, девушка Лилиан, и её суицидальные/селфхармовые тенденции; она буквально стала встречаться с Лилиан из уверенности, что Лилиан
Так вот. К чему это я всё.
В основном к тому, что на это всё дело у меня наложен сюжет, деконструирующий идею о том, что ГГ обязане решать проблемы своих друзей (причём иногда даже не друзей, а противников!), даже если те ведут себя как говно (прибегают к физическому и/или эмоциональному насилию), только на основании того, что тем не помешала бы помощь, или, что ещё хуже, на основании того, что проблема вообще существует. Ну вот знаете этот привычный красивый сюжет про то, как ГГ встречает на своём пути дисфункциональных травмированных личностей с пиздецовым прошлым и кучей проблем в настоящем, и силой дружбы организовывает им арку превозмогания этих проблем и/или арку искупления, после чего благодарный чел присоединяется к тиме и очень ценит ГГ, всячески воспомоществуя в основном квесте?
С одной стороны, этот тип сюжета ужасно приятный, потому что даёт читателям/зрителям надежду на конструктивное разрешение их собственных проблем. Все мы так или иначе дисфункциональны и у всех есть в той или иной степени пиздецовый экспириенс, который как минимум отчасти нас определяет и который портит нам жизнь. Посмотреть, как из этого выкарабкались другие, и нарративом и внутрисюжетно персонажами признано, что они жизнь обошлась с ними несправедливо, что они заслуживают лучшего, что можно и с этим жить и быть принятыми/признаными, а не осесть мусором на днище без надежды на развитие к лучшему, -- это очень важно, вдохновляюще и validating. Это внушает мысль, что необязательно быть идеальными и идеально функциональными, чтобы заслужить право на принятие, признание тебя ценными и на счастье. Это внушает мысль о том, что всё ещё может быть хорошо.
Но с другой стороны, этот тип сюжета, имхо, имеет и отрицательную сторону. Во-первых, он внушает уверенность, что для того, чтобы выкарабкаться, тебе обязательно нужна чья-то помощь (не зря же жизнь таких персонажей до появления в ней ГГ обычно напоминает адское адище, а с появлением ГГ и протягиванием руки дружбы ситуация начинает бурно меняться), а во-вторых, если ты ассоциируешь себя с ГГ (я не имею в виду как с личностью, а в плане -- видишь себя в роли ГГ своей жизни), это всё неплохо так внушает комплекс спасателя. "Если ты видишь, что кому-то плохо, особенно если это небезразличный тебе человек -- помоги; поспособствовать его развитию, решению его проблем и переходу к более счастливому этапу жизни/восприятия себя -- твой священный долг; и если ты вложишь в это достаточно времени, ментального ресурса и усилий, у тебя всё получится и ты спасёшь этого человека".
Стоит ли объяснять, что это очень токсичный взгляд на вещи, причём отрицательно влияющий и на качество жизни самого человека, который считает своим долгом оказывать помощь, и зачастую на качество жизни тех, кому помогают?
Во-первых, "комплекс спасателя" подвигает человека к тому, чтобы терпеть в свою сторону всякое дерьмо (я по-прежнему говорю пересечении личных границ и физическом и эмоциональном насилии; так-то есть люди, которые и то, что им не ответили в течение одной минуты на сообщение, "терпеть в свою сторону всякое дерьмо" назовут), считая, что наличие травм, проблем и сложного прошлого/настоящего оправдывает насильника, и раз у того есть причины так себя вести, то значит, ему и можно.
Во-вторых, он побуждает человека перехватывать ответственность за чужое благополучие себе (а воспитанный на тех же нарративах страдающий нередко считает это чем-то само собой разумеющимся и тоже думает, что его благополучие -- это ответственность его друзей).
В-третьих, поскольку человек с комплексом спасателя считает своим моральным долгом пофиксить проблемы окружающих, нередко он пытается это сделать ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, даже не умея, даже не понимая ситуации, даже въёбывая в это дело ресурса больше чем есть и проседая уже по своей ситуации, и даже используя эмоциональное (а иногда и физическое) насилие для того, чтобы заставить "спасаемого" вести себя так, как, по мнению спасающего, тому будет лучше. И начинается пиздец с попытками контролировать чужое поведение и ментальное состояние, шантажом, вмешательствами во всё подряд и полной неспособностью понять, когда нужно остановиться и предоставить человека себе.
В общем, нормализация принятия ответственности за чужое благополучие только на основании того, что человек попался тебе на жизненном пути, и установка на то, что если потратить достаточно усилий, ты обязательно сделаешь человеку лучше, нужно только как следует постараться
Так вот. Я не хочу сказать, что любая помощь -- плохо, и что люди, если они на днище, дисфункциональны и у них в психике и жизни наворочена какая-то хрень, заслуживают там же на днище и сгнить. Но.
Во-первых, улучшение чужого состояния от количества вложенных окружающими усилий не особо зависит.
Во-вторых, считать, что лучше самого человека знаешь, как ему будет лучше -- необоснованная гордынька.
В-третьих, нефиг нарушать чужую личностную автономию, даже из благих побуждений. Эмоциональное насилие остаётся эмоциональным насилием, манипуляции остаются манипуляциями, даже если ты считаешь, что можно, прибегнув к ним, изменить в человеке и его жизни что-то к лучшему. Изменить этим ты не сможешь примерно ни хуя, а вот подорвать веру человека в собственные силы, ещё больше покоцать личные границы (и без того зачастую покоцанные в таких ситуациях) и продамажить ему по идентичности, усугубив issues -- запросто. Те же слова о том, что "помогаемый" -- capable личность, звучат пусто, если действиями ты показываешь, что втайне считаешь человека неспособным справиться с его проблемами и менее прошаренным в вопросах его собственной жизни, чем ты.
В-четвёртых, если по отношению к тебе человек в фиговом состоянии совершает дерьмо, или если ты в фиговом состоянии совершаешь дерьмо по отношению к другому человеку, то лучшее, что может быть в этой ситуации для обеих сторон -- если совершение дерьма прекратится, но при этом без дальнейшего насилия. То есть, речь идёт об обрыве контакта, а уж временном (пока личность не возьмёт в себя руки и не придёт в безопасное состояние) или навеки -- вопрос ситуации. Мало того, что никто и никогда не обязан терпеть в отношении себя физическое и эмоциональное насилие, и если есть возможность ограничить exposure, то нужно ею воспользоваться, так ещё и тому, кто наворотил хуйни, гораздо лучше будет без осознания того, что в неконтролируемом состоянии он нанёс кому-то вред. Если, конечно, мы говорим о в целом decent human being, -- а я и говорю именно о случаях, когда в целом человек неплохой и по большей части благонамеренный, но из-за психдеформаций вылезает всякое. Что включает в себя, кмк, абсолютное большинство людей, хотя и не всех.
Ну и вот. Большинство сюжетов эти вопросы вообще не поднимают и если реализуют привычную схему "ГГ -- дисфункциональная личность на жизненном пути ГГ -- протягивание руки помощи и решение проблем дисфункциональной личности -- дружба и победа конструктива", то от неё уже не отходят. Сама же схема является более продвинутым вариантом "ГГ -- дисфункциональная личность на жизненном пути ГГ, строящая ГГ козни -- угробить гада в битве Добра против Зла!", которая ещё более мнэ, потому что воплощает идею, что если оступился и/или дисфункционален, то всё, ты злодей навеки, нужно сразу избавляться от такого, какое там выкарабкивание, nothing to salvage here.
Поэтому я безумно люблю тайтлы, которые хотя бы в одном из элементов отступают от этой схемы или ставят под сомнение её правильность/реалистичность. Так, например, в Hunter X Hunter складывается ситуация, когда у "спасённого" таким образом ГГ-Гоном Киллуа (который и сам бы прекрасно выкарабкался, как выкарабкался уже один раз) в результате их отношений и постоянного перекладывания на него ответственности за благополучие Гона психика просела куда в худшее состояние, чем было, и появились новые стрёмные психдеформации, которых до этого не было. Или в Ранпо Китан то, что Акечи в прошлом не пошёл до самого конца, чтобы спасти своего единственного друга, не показывается чем-то плохим (как минимум потому, что "пойти до самого конца" в данном случае значило бы серьёзное нарушение общественных норм, а у него не было причин предполагать, что ситуация настолько плоха, что стоит идти на крайние меры); равно как и показывается, что в будущем все попытки "пойти до конца" и приложить максимум усилий к спасению кого-то могут не увенчаться успехом, и это нормально. Как и то, что человек имеет право решать, сохранить себе жизнь или нет, и не обязан продолжать жить ради удовольствия других, если не хочет/если для него будет лучше не.
Но, как я уже говорила, такого мало. И вот как раз в истории Райана и Лиама я хотела показать вариант, при котором ГГ не начинает "спасать" нехорошо поступившего по отношению к нему друга (обманом пытавшегося очернить себя и вынудить ГГ его убить, чтобы не пришлось убиваться самому, на что не хватает духу), а просто строго прекращает манипуляции в отношении себя и рвёт связь. Совершил ли Лиам хуёвый поступок? совершил. Стоит ли считать Лиама отвратительным, не заслуживающим симпатии и жизни человеком, который должен страдать за то, что натворил, и не имеет права на лучшую жизнь и на душевное спокойствие? нет. Входит ли помощь в докарабкивании Лиама до лучшей жизни в обязанности Райана как его единственного друга? тоже нет.
Обязан ли сюжет заканчиваться разрешением проблемы? с чего бы. жизнь ведь так не работает.
В общем, это всё грёбаное полотнище я писала для того, чтобы пояснить, чем же мне так зашла ситуация в Boku to Senpai no Tekken Kousai. Мы имеем ГГ (очень похожего на Райана, но ещё более асоциального и более чем прибегающего к насилию, чтобы прекратить насилие) и персонажа, который в каком-то смысле является его counterpart и который тянется к нему в уверенности, что тот поймёт. Собственно, таких персонажей даже двое, и все они симметричны по отношению друг к другу (ГГ, Аояма, является телохранителем младшей из сестёр в стрёмном клане, другой пацан, Рэй, -- телохранитель старшей сестры, третий, Шиорин -- телохранитель одного из двух братьев; ВСЕ они по разным причинам ненавидят преступников и убийц и ВСЕ они по разным причинам прибегают к насилию, just feel different about it).
Ну и вот. Несмотря на то, что и Рэй, и Шиорин тянутся к Аояме и заинтересованы в контакте, а у стэпфордсмайлера Рэя ещё и лютые проблемы, Аояма с отвращением относится к обоим и помогать им выруливать из issues не спешит -- ни тогда, когда они на одной стороне, ни тогда, когда на разных, ни тогда, когда снова на одной.
Более того.
Это очень иронично, но Аояма правда понял проблемы Рэя, как тот и надеялся. Вот только он использовал это понимание против него, а не наоборот, когда тот попытался применить в отношении него насилие (не по своей воле, причём). И вместо душеспасительных речей оставил его на полу порушенной кучкой в ещё более хреновом состоянии, чем было. И как относился негативно даже к вроде бы положительному вниманию в свою сторону, так и продолжил. Потому что, даже если он кому-то искренне нравится и если кто-то искренне хочет с ним общаться, даже в безопасной ситуации, когда никто ни к кому вроде активно лезет и личные границы не продавливает, он совершенно не обязан испытывать положительные чувства в ответ.
Такой кайф, когда нет вот этой хуйни "человеку сперва не нравилось, когда с ним пытались общаться люди, которых он считал неприятными и раздражающими, а потом, когда он узнал их получше или когда они до него доколебались достаточно долго, он привык, притерпелся и ему внезапно понравилось"!
Но значит ли это, что Рэй объективно неприятный человек, не заслуживающий положительного внимания и сочувствия?
А вот ни фига. Акшуалли, нарратив к нему относится очень внимательно, его проблемам уделяется не меньше "экранного" времени, чем проблемам Рэя, его показывают с большой симпатией (хотя отрицательные стороны его поведения вполне признаются, точно так же, как и отрицательные стороны ГГ), и он в итоге получает своё выкарабкивание на конструктив (и даже кое-какое протягивание руки помощи в момент опасности для его жизни, внезапное для него самого и от человека, от которого он этого не ожидал). Вот только выкарабкивается он сам. Отрицательное отношение к нему ГГ не изменилось, и ГГ ему не помогал.
Во всех привычных нарративах было бы два варианта: либо ГГ осознал бы, что Рэю действительно нужна помощь, и он не так уж плох, просто оперирует в очень стеснённых обстоятельствах, с психдеформацией, угрозой для жизни и из-под травмы, и началась бы арка спасения с или без арки искупления (в зависимости от того, считает ли автор, что тут есть что искуплять, или нет), либо Рэя бы в итоге выставили как конченого человека beyond hope, который потерял любые права на лучшую жизнь, и выкрутили бы его отрицательность до такой степени, что неоказание ему помощи и последующая печальная кончина показались бы полностью оправданными и заслуженными, а он -- не заслуживающим ни грамма симпатии.
Тут же мы видим, что, с одной стороны, человек, которому плохо, который оказался в стрёмных жизненных обстоятельствах и который испытывает положительные чувства к другому человеку, вполне может быть неплохим, симпатичным, заслуживающим лучшей жизни и способным на выкарабкивание, а с другой стороны, что всё это не налагает на другого человека, так или иначе с ним связанного, АБСОЛЮТНО НИКАКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. К нему не обязаны испытывать взаимную симпатию. Не обязаны способствовать его переходу к лучшей жизни. Не обязаны помогать ему выкарабкиваться.
И, даже если жизнь поступила с ним несправедливо, совершаемое им насилие всё равно остаётся злом, которое должно быть прекращено.
Ну, и тут, конечно, ещё тот момент, что ГГ в манге отнюдь не эталон чудесных душевных качеств и во многом ещё более стрёмная и дисфункциональная личность, чем его counterparts, ещё и с двойными стандартами и повышенным уровнем, хм, hypocrisy, так что на его оценку других персонажей и ситуации полагаться вообще не стоит.

Короче, I dunno, мне прямо очень хорошо зашло. И линия отношений между Рэем и Шиорином любопытная. Если учесть, что для тайтлов вообще большая редкость, чтобы на роль "вот этого белобрысого (стэпфордсмайлерского) чувака, который (взаимно или невзаимно) заинтересован в ГГ, и чья арка развития обязана включать в себя вклад ГГ" претендовали сразу двое, а тут ещё прямо эпическая линия выстроилась, которая при этом вокруг ГГ совсем не крутится, а происходят свои драматические From Enemies to
@темы: СПГС, манга, диванная аналитика, я забыла, какие у меня тэги
И — да, жизнь согласно ожиданию "Кто-то обязательно должен меня спасать" — возможно, реально непродуктивна и делает тебя слабее, особенно если у спасателя корыстные мотивы и притворно высокий уровень привязанности к тебе. Когда может о тебе не вспоминать месяцами, но когда пересекаетесь — всегда такой друг-друг.
Со стороны похоже на то, что человек, не в силах смотреть на твою ситуацию и пытаясь насильно тебя пофиксить, просел по ментальным ресурсам в днище и подсознательно стал пытаться занять этого ресурса у окружающих стрёмными методами, потому что представления о личных границах и своих-чужих сферах ответственности не было. И то, что ты была как раз первой жертвой такого отъёма, вполне закономерно, потому что он мог подсознательно считать тебя источником своих страданий (ты же мучаешься на его глазах, от чего он испытывает эмпатическую боль? и не меняешься, хотя он так старается, так вкладывается? никакой отдачи! а для понимания того, что это, в общем-то, совершенно не его дело, и если его беспокоит чужая боль, это не должно становиться проблемой того человека, который эту боль испытывает, нужно до фига личностного развития).
Но, может, это я проецирую -- я значительную часть жизни была примерно таким спасателем, и успела и сама подугробиться (в отношениях, в которых меня собсна и додеформировало до комплекса спасателя, изначально у меня этого не было, хотя проблемы с проведением личных границ были), и другого человека (уже в следующий отношениях) подугробить. Злого умысла и сознательного манипуляторства обычно в таких ситуациях нет, но человек с порушенными личными границами и корявыми представлениями о том, кто за чьё эмоциональное состояние и благополучие ответственен (а комплекс спасателя развивается именно у таких), может натворить уродливых и вредных вещей, факт, и навязчивое желание помочь/пофиксить/сделать, чтобы было правильно может очень быстро перекосоёбиться в разные странные формы.
И — да, жизнь согласно ожиданию "Кто-то обязательно должен меня спасать" — возможно, реально непродуктивна и делает тебя слабее
Как минимум выученная беспомощность, и это в самом лучшем случае. Сложно опираться на себя, если окружающие считают, что знают лучше тебя, как тебе лучше, и пытаются контролировать твоё эмоциональное состояние, ментальное пространство и т. д. Чувство беспомощности и отсутствия контроля над собственной жизнью очень подрывает силы, плюс поневоле начинаешь задумываться, что если тебя считают ущербной, то у этого, наверное, есть основания.
И даже если с чужой помощью что-то удаётся, всё время кажется, что это не твоя заслуга, а полностью чужая, что тоже такое себе ощущение.
А уж если в ход со стороны пытающихся помочь идёт прямо конкретное эмоциональное насилие, компостировка мозгов и это всё, то это может покалечить хуже чем было.
Чужая помощь, если это не что-то физическое, которое вытащит тебя из угрожающих жизни и здоровью обстоятельств, которые изначально находились вне сферы твоего контроля, вообще понятие сомнительное, имхо. Можно подкинуть человеку информацию к размышлению, можно дать кое-какую эмоциональную поддержку, но и каг бэ всё на этом. Всё остальное будет насилием, а любое насилие, вне зависимости от того, насколько "на благо" оно предполагается, разрушает личность, на которую оно направлено, и подрывает её жизнеспособность. Так-то люди вполне конструктивны, живучи и способны к выкарабкиванию, если им не мешать. А многие типы помощи именно что мешают -- как минимум тем, что по дефолту предполагают, что помогающий считает "спасаемого" слабым/неразумным/неспособным на конструктив и принятие адекватных решений относительно себя. Сколько вдохновляющих слов типа "ты сильная и клёвая, я в тебя верю" ни говори, пока человек пытается сделать тебе "правильно", а не предоставляет тебе решать, что правильно для тебя, -- действиями он будет доказывать обратное.
И он совершал эмоциональное насилие, слишком настойчиво пытаясь меня приобщить к ролевым играм, хотя это вообще не моё, а ранее — к лесным "лагерям выживания и социального раскрепощения", которые якобы должны меня сделать сильнее, а на деле лишь сломали бы и привели бы к безобразным истерикам-мелтдаунам на глазах у всех.
Эмоциональная помощь была лишь на первых порах. Потом — лишь попытки переделать под себя и возражение "Не грузи меня проблемами, и своих хватает".
Такие люди — "спасители" лишь до поры-до времени. Это фальшивые спасители, ловящие доверчивых на крючок услуг и единомышленничества на первых порах, чтобы привязать к себе и потом использовать, взаимодействовать лишь ради своего комфорта, заставляя выворачиваться наизнанку, добывая ему намеренно труднодобываемые блага. Это расчетливые лидеры, собирающие свой тим из сугубо эгоистичных побуждений. А когда человек прозревает или его достаёт такой подход — "Ах, меня предали". Зачастую жертвы покидают такого лидера целыми командами, и тогда он собирает новую, используя те же проверенные манипуляции.
Она мне дала ссылку на ЖЖ, где много описывается такой тип характера, в том числе много случаев о токсичных спасителях.
А можно тоже ссылку на ЖЖ? Тема животрепещущая, интересно почитать.
Кстати, я уже потом очень много о личных границах, токсичных отношениях и взятии ответственности начиталась у Марка Мэнсона -- можно, например, начать с недавней статьи как раз про то, что нельзя "пофиксить" другого человека, а потом попереходить по ссылкам из неё. Но там в основном то, что я и так уже успела вывести из собственных и чужих ошибок и осознать. Жаль, конечно, что оно не попалось раньше, но с другой стороны, раньше я могла просто отмахнуться от его статей, а вот когда уже взгляды в целом схожие, читаешь и понимаешь, что "воу, а человек дело говорит!".
Ну, и ещё недавно на блог Yin наткнулась, там вообще очень толково, в том числе и на эти темы.
Разумеется, это не значит, что нужно принять это и позволять нарциссизму в других людях или себе самой отравлять жизнь, и стоит предпринимать меры, -- но это полезная штука, чтобы знать и разбираться в причинах и следствиях.
У меня, кстати, тоже довольно много нарциссических черт, но они проявляются в основном по отношению к себе самой, в ценностях и самовосприятии (в частности, стремление и неспособность соответствовать определённому идеалу, и непризнание себя ценной, если я фейлюсь по этому параметру), а не в отношениях с окружающими