Совсем недавно я написала полный эмоций и размахивания руками пост про то, что я дочитала ивент "Death of the Family" в готэмском ответвлении постребутной DC-вселенной, и что мне очень понравилось.
Время прошло, эмоции поулеглись (немного, совсем немного), включился мозг - и обычно на этом этапе я немного охладеваю к тому, что меня так впечатлило. Но... не в этом случае. На самом деле, стало ещё интереснее. Потому что история-то не только на чувства и психику давит, на все кнопки человеческих страхов, на сопереживание любимым персонажам (а у каждого, кто знаком с бэтфэмили, наверняка есть любимец, которому на протяжении арки придётся очень и очень пострадать; а если не один? а двое, трое, четверо? больше? На вопросе "какой из Робинов тебе нравится больше" я могу хорошо так зависнуть, лол). Это ещё и очень продуманная штука. Которая очень чётко показывает: безумие Джокера не хаотично. Он не делает рандомно то, что его левой пятке вздумается. И не преследует целью убить как можно больше людей/развлечься/кого-то помучить ради самих мучений. Это всё - не цель, а средство (хотя убийства и мучительство могут забавлять его, если соответствующим образом обставлены - но не сами по себе, а их обстоятельства и антураж; скажем так, ему просто безразлично, если для достижения нужного антуража пострадают люди, а его остроумие станет для кого-то фатальным).
Цель, преследуемая Джокером, излагается на страницах Death of the Family чётко и не раз. И именно её достижению подчинены его действия.
читать дальше
Я думаю, что те люди, которые следят за моим дневником достаточно внимательно, уже знают, что я неровно дышу к теории инициаций, и периодически кропаю посты на эту тему (хотя ещё больше обсуждаю в комментариях к записям с моим бесценным собеседником faulpelz). Сперва я ковыряла с этой точки зрения историю Баки Барнса (и из комиксверса, и из мувиверса) и даже пишу фик на эту тему; потом, совсем недавно, был пост, где я с этой точки зрения разбирала доребутную историю Джейсона Тодда, второго сайдкика Бэтмена, который был убит Джокером и затем вернулся к жизни - уже другим ("Red Hood: The Lost Days"). Там ещё мимоходом был описан процесс переделывания людей в послушных ассасинов на примере постребутного готэмского ивента "Night of the Owls", что является классическим случаем проведения инициации. Ну, и немного теории вопроса - там же.
И, как всегда, когда речь идёт о СПГС и всяческом диванном анализе произведений, практически невозможно быть уверенным, имел ли автор в виду то, что ты у него там наанализировал, или нет. Если произведение выглядит продуманным, тщательно выверенным и вообще всячески внушает доверие, шансы того, что всё описанное было неспроста, резко повышаются (это, кстати говоря, случай Death of the Family). Если же нет... Анализировать всё равно имеет смысл. Потому что автор живёт в некотором культурном контексте, находится под влиянием целой кучи факторов, которые влияют косвенно и на произведение, и всегда имеет смысл спрашивать, почему было написано/сделано именно так, а не иначе. Даже прихоть левой пятки откуда-то берётся. А вещи, не продуманные сознательно, вполне могут черпать причины своего нахождения в произведении из авторского подсознания, где тоже происходит всякое интересное.
Например, сложно заподозрить авторов сказок и мифов в том, что они специально что-то туда закладывали. Мифов - может, мифов, ставших религиями - тоже может. Но сказки, обычные, казалось бы, бы сказки про то, как какой-нибудь Иван-Дурак или Иван-Царевич совершал квест в чужие земли за молодильными яблоками, встречался с Бабой-Ягой и бился со Змеем Горынычем - тут вот уж вряд ли. Но при этом они прекраснейшим образом разбираются и анализируются, и существует слишком много доказательств в пользу того, что сказки и мифы по всему миру восходят к обряду инициации (и состоят из одних и тех же элементов, если уж на то пошло). Кому интересно - почитайте Проппа, у него это всё очень интересно и популярно описано. Я, уж на что не любитель нехудожественной литературы, и то прочла запоем.
И если у меня и были какие-то сомнения по поводу того, стоит ли искать какой-то дополнительный смысл в Death of the Family, или просто считать это непритязательной развлекательной хоррор-историей, то они все пропали нафиг после того, как я, читая Aftermath (постэпилоговые главы), в "Batman and Robin #17", которая была посвящена последжокерным кошмарам Брюса и Дэмиена (его сына, который являлся Робином на тот момент), наткнулась на это:
увеличение в самом дайри по клику; перевод не привожу, ибо в данном случае нет необходимости
Итак. Бэтмену снится река. Само по себе это ни о чём не говорит (по крайней мере, она в первую очередь является отражением существующей в реальном мире реки, которая ведёт в Бэтпещеру), но уже настораживает. Потому что вода - очень значимый символ. Она вообще часто связывается с инициацией и её атрибутами. Поскольку инициация по сути представляет собой символическое умирание с последующим возрождением (иногда очень символическое, как при христианском крещении, где инициируемый погружается под воду; иногда - почти реальное, как в ритуалах первобытных племён, где подростков доводили до полусмерти), то вода, в первую очередь - это околоплодные воды утробы, откуда рождается человек на свет. И рождается очень восприимчивым к информации извне (так называемый "период сенсибильности"), чистым листом, на котором очень легко записать что-то новое и нужное (или наоборот, совершенно ненужное), сформировать личность тем или иным образом. По сути, весь процесс инициации направлен на то, чтобы вернуть человека в такое вот состояние восприимчивости и переопределить его, "записав" новую информацию в его личность. Вывести таким образом на новый этап, сделать другим. Подкорректировать в соответствии со своими целями. В первобытном племени обряд инициации обозначал метаморфозу подростка во взрослого человека, члена племени, и при проведении ритуала подросток узнавал много нового - нечто, что племенем считалось истиной (мифологические сведения; тайны, в которые посвящены только взрослые; etc). Такие ритуалы обычно проводились в землянках, обозначавших зверя, проглатывающего подростка - "костяных домах", для нужного антуража отделанных костями, шкурами, клыками и когтями. Там подросток подвергался сенсорной депривации, находясь в тесном тёмном месте и будучи полностью беспомощным и не в силах повлиять ни на что, с ним происходящее (что психологически возвращало его к младенческому или даже эмбриональному состоянию), что в итоге приводило его в нужное состояние восприимчивости. Смерть и рождение были тесно связаны; возвращение в небытие, "сброс", обнуление дают почву для чего-то нового. "Костяной дом" - это. можно сказать, куколка, где гусеница превращается в бабочку; но инициация далеко не всегда может быть позитивной. Грубо говоря, любое травмирующее событие, где человек испытал чувство беспомощности, боль, стресс, чувство не-владения собственной жизнью, и вообще был так или иначе близок к смерти - это тоже "костяной дом", который меняет человека; вот только информация, которую он получает в период восприимчивости, исключительно негативна, и потому результат плачевен.
Но я отвлеклась на теоретические основы. Вернёмся к воде и её значимости с точки зрения инициации. Про то, что она символизирует воды материнской утробы, я уже сказала. Но кроме того, она вообще часто связывается с переходом, с входом в царство мёртвых. Река Стикс, которая отделяет царство живых от царства мёртвых. Воды Леты, где человек забывает себя-прежнего, стирает накопленную за жизнь сумму воспоминаний (информацию), которая сделала его конкретной личностью. В русских сказках - река Смородина в берегах из костей, граница между посюсторонним и потусторонним. за которой находится страна, символизирующая страну мертвых. Загробный мир в мифах египтян, где тоже протекала река... Да мало ли примеров!
Короче, наличие реки в кошмаре Брюса, который сам по себе является выражением подсознательных страхов и желаний (и явно именно за этим и был введён в повествование, потому что целая глава, посвящённая снам, после столь значимой и продуманной арки... ну это не просто так), - это уже подозрительно. Но Джокер в виде кита, который пытается проглотить Бэтмена... И которому это едва ли не удаётся... И который делает это как раз после того, как Бэтмен пытается избавиться от людей, лезущих в его лодку (прямая отсылка на содержание Death of the Family, где Джокер пытался "освободить" Бэтмена от окружающих его людей, чтобы приблизить его к нужному идеалу)....
Короче, посмотрела я на это, посмотрела - и... LET THE СПГС BEGIN!
Потому что проглатывание зверем, в частности - китом, это ну просто такой прямой символ инициации, что просто нунизнаю. И тут меня осенила мысль - а ведь по сути всё, что пытается проделать Джокер над Бэтменом (и в меньшей мере - над членами бэтсемейства) - и есть не что иное, как инициация! Все характерные признаки - налицо. Он, проводя бэтсемейство через испытания, пытается вылепить из них то, что ему нужно, перетащить на другой этап, изменить, переплавить в иных личностей, открыв в них качества, которые он почитает ценными. Основное такое качество - действовать, наплевав на человеческий фактор. И именно этой цели подчинены его действия, как мы позже увидим.
Джокер выступает тем, кто проводит инициацию. Инициатором инициации. Наличие такого инициатора - не редкость в сюжетах, что я в своё время заметила, изучая сказки, мифы и легенды народов мира. И потом интенсивно скурила эту тему с faulpelz, особенно в комментариях к этой теме (которая, как водится, была о другом, но...), и в процессе курения было замечено, что личность этого самого инициатора очень часто носит в себе черты трикстера, а трикстеры, в свою очередь, в мифах часто так или иначе отвечают за инициацию или вытаскивание своими действиями человека на иной уровень (познания, в частности).
Самый типичный и всем известный пример - Змей, который подбивает Еву, а через неё Адама, откушать яблоко с Дерева Познания. После этого они становятся иными, переходят на новый личностный этап - от неведения к познанию - и в итоге изгоняются из Рая, что является прямым аналогом рождения человека. Рай в данном случае служит символом материнской утробы, где человек на всём готовом, всем обеспечен, ничего не знает об окружающей реальности, ни за что не ответственен, и вообще со всех сторон окружён заботой своего Создателя (женщина тоже Создатель своему ребёнку, чо). Ну, а потом его выгоняют в суровый мир, где надо самому вертеться, где всякая жесть, болезни, опасносте и ваще. Но только после рождения и после осознания себя человек реально становится индивидуумом, его личность оформляется. Так что, с одной стороны, с подачи Змея люди были выпнуты в жестокий мир, а с другой - только он смог заставить их думать, определять, что есть хорошо, а что плохо, жить самостоятельно, а лишь по слову Создателя. В общем, типичная инициация, проводимая трикстером.
И тут меня осенила вторая мысль: а ведь Джокер - типичнейший трикстер!
Вот какое определение трикстеру даёт Википедия:
"Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) архетип в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. <...> В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.
Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта (а этот позитивный эффект, кстати, обычно и есть следствием инициации; причём даже Джокер добьётся определённого позитивного эффекта, несмотря на то, что его цели, мягко говоря, не самые благие - прим. Zweelee)"
Джокер подходит под определение идеально.
И даже под пункт:
"Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли." (с) Википедия
Как мы увидим дальше, Джокер видит в Бэтмене не только своё отражение, не только хочет обладать им как человеком, могущим его идеально понять и дополнить - но и воспринимает его как объект влечения в самом что ни на есть сексуальном смысле. Подтверждений этому в сюжете не просто много, их МНОГО. От символических до прямого текста. Я про это ещё скажу, пусть уже и не в этом посте - всего-то пролог, а уже какой простынкой получился. Дальше я поговорю и про то, чем является Бэтмен для Джокера, и чего хочет Джокер от Бэтмена, и подробно разберу то, чему Джокер подверг каждого из членов бэтсемейства, потому что это очень любопытно, на самом деле. Дальше будет ещё очень много букв и очень много иллюстраций, а засим считаю пролог завершённым, потому что получилась и так весьма простынка.
Но для начала - дисклеймер.
Я НЕ симпатизирую Джокеру, НЕ сочувствую ему, НЕ считаю его методы приемлемыми, НЕ восхищаюсь им, хотя иногда по тому, что и как я пишу, так может показаться. Я считаю, что чем раньше его убьёт кто-нибудь наконец, тем лучше для всех. Тем не менее, не могу не отдавать должное тому, насколько гениально он всё устроил. И это, полагаю, будет заметно.
Кому стоит читать то, что я напишу? Не тем, кто собирается прочесть Death of the Family, это уж точно. Потому что будет много спойлеров. Очень много спойлеров. Всем остальным, кто не боится комиксов и многобукаф - добро пожаловать. Я постараюсь расписать всё так, чтобы было понятно даже незнакомому с каноном человеку. И даже если никто не прочтёт... Ну что же. По крайней мере, я сложу мысли в кучку и успокоюсь, наконец.
Death of the Family: о том, как Джокер инициацию всего Бэтсемейства проводил. Пролог
Совсем недавно я написала полный эмоций и размахивания руками пост про то, что я дочитала ивент "Death of the Family" в готэмском ответвлении постребутной DC-вселенной, и что мне очень понравилось.
Время прошло, эмоции поулеглись (немного, совсем немного), включился мозг - и обычно на этом этапе я немного охладеваю к тому, что меня так впечатлило. Но... не в этом случае. На самом деле, стало ещё интереснее. Потому что история-то не только на чувства и психику давит, на все кнопки человеческих страхов, на сопереживание любимым персонажам (а у каждого, кто знаком с бэтфэмили, наверняка есть любимец, которому на протяжении арки придётся очень и очень пострадать; а если не один? а двое, трое, четверо? больше? На вопросе "какой из Робинов тебе нравится больше" я могу хорошо так зависнуть, лол). Это ещё и очень продуманная штука. Которая очень чётко показывает: безумие Джокера не хаотично. Он не делает рандомно то, что его левой пятке вздумается. И не преследует целью убить как можно больше людей/развлечься/кого-то помучить ради самих мучений. Это всё - не цель, а средство (хотя убийства и мучительство могут забавлять его, если соответствующим образом обставлены - но не сами по себе, а их обстоятельства и антураж; скажем так, ему просто безразлично, если для достижения нужного антуража пострадают люди, а его остроумие станет для кого-то фатальным).
Цель, преследуемая Джокером, излагается на страницах Death of the Family чётко и не раз. И именно её достижению подчинены его действия.
читать дальше
Время прошло, эмоции поулеглись (немного, совсем немного), включился мозг - и обычно на этом этапе я немного охладеваю к тому, что меня так впечатлило. Но... не в этом случае. На самом деле, стало ещё интереснее. Потому что история-то не только на чувства и психику давит, на все кнопки человеческих страхов, на сопереживание любимым персонажам (а у каждого, кто знаком с бэтфэмили, наверняка есть любимец, которому на протяжении арки придётся очень и очень пострадать; а если не один? а двое, трое, четверо? больше? На вопросе "какой из Робинов тебе нравится больше" я могу хорошо так зависнуть, лол). Это ещё и очень продуманная штука. Которая очень чётко показывает: безумие Джокера не хаотично. Он не делает рандомно то, что его левой пятке вздумается. И не преследует целью убить как можно больше людей/развлечься/кого-то помучить ради самих мучений. Это всё - не цель, а средство (хотя убийства и мучительство могут забавлять его, если соответствующим образом обставлены - но не сами по себе, а их обстоятельства и антураж; скажем так, ему просто безразлично, если для достижения нужного антуража пострадают люди, а его остроумие станет для кого-то фатальным).
Цель, преследуемая Джокером, излагается на страницах Death of the Family чётко и не раз. И именно её достижению подчинены его действия.
читать дальше